Огэ и егэ. Интернет – самый быстрый источник

Невозможно не согласиться с точкой зрения автора.

Умение дружить всегда было показателем нравственных качеств человека, его зрелости.

Аргумент 1

Во все времена дружбу ценили очень высоко, ведь именно в отношении к другому человек проявляет свою сущность, то, что часто скрыто от окружающих.

Иллюстрации к аргументу 1

Например, можно вспомнить, как дружили первые лицеисты. Верность своему братству они хранили всю жизнь, поддерживали друзей в самые тяжкие дни, проявляя смелость, благородство, верность. Думаю, что таким отношениям можно только позавидовать!

Иллюстрации к аргументу 2

Вспомним хотя бы Онегина – героя романа А.С.Пушкина. Воспитанный по законам светского общества, Евгений относится к Владимиру Ленскому свысока, считает его неопытным, пылким, наивным. У Онегина не хватает смелости отказаться от дуэли с другом. Следование светским правилам и условностям оказалось для него важнее жизни другого человека. Именно через отношение к Ленскому выражается духовная незрелость, эгоизм Онегина. Пожалуй, это одна из самых ярких характеристик, проявившаяся через дружбу.

Таким образом, ничто не раскрывает человека лучше, чем отношение к другу.

Подготовка к ЕГЭ Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста (теория) Кашпур Наталья Ивановна ГБОУ Гимназия № 261 Санкт-Петербург 2013 Задача: показать, как автор раскрывает проблему, увидеть ход авторской мысли Без анализа композиции текста, особенно художественного (а именно таких текстов всё больше на ЕГЭ), сложно научиться комментарию, ведь авторский замысел можно увидеть в построении, структуре художественного произведения, в отборе и последовательности элементов и изобразительных приёмов произведения. Так, к элементам композиции литературного произведения относятся:

  • эпиграфы;
  • диалоги;
  • монологи;
  • эпизоды;
  • все художественные описания – портреты, пейзажи и т.д.
Создавая текст, автор сам выбирает принципы компоновки этих элементов, их последовательности и взаимодействия, используя при этом композиционные приёмы. Композиционные приёмы

Обратная композиция

Действие начинается с конца событий, а затем восстанавливается в эпизодах временной ход действия и разъясняются причины происходящего

Кольцевая композиция

События начала и конца происходят в одном месте с одними и теми же героями; автор использует повтор художественных описаний и т.п.

Зеркальная композиция

Структура произведения основана на симметрии образов, эпизодов и т.д.

Приём ретроспекции

Действия возвращаются в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования.

Рассказ в рассказе

При использовании ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя.

Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи. Композиция текста может быть тематической , когда главным становится выявление отношений между центральными образами произведения.
  • последовательная , представляющая собой логическое рассуждение, переход от одной мысли к другой и последующий вывод в финале произведения;
Виды тематической композиции:
  • развитие и трансформация центрального образа : центральный образ рассматривается автором с различных сторон, раскрываются его основные черты и характеристики, подобная композиция предполагает постепенное нарастание действия и кульминацию переживаний, которая обычно приходится на финал;
Виды тематической композиции:
  • сопоставление двух образов, вступивших в художественное взаимодействие : такая композиция строится на приёме антитезы , или противопоставления .
Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Вспомогательные вопросы к текстуальному комментарию

2. На какие аспекты проблемы он обращает внимание?

4. Почему именно эти аспекты его волнуют?

Обратите внимание на третий вопрос: именно он поможет проследить за ходом авторской мысли. Аспекты проблемы помогут увидеть:
  • композиционные приёмы , использованные автором;
  • подтекст (способность слов, словосочетаний предложений в отдельных фрагментах текста таить в себе скрытый смысл, который может кардинально изменить истолкование текста).
Прочитать подтекст можно с помощью анализа:
  • заглавия, предисловия (если они есть);
  • языковых особенностей;
  • узловых моментов текста;
  • художественных деталей.
Концептуальный комментарий При концептуальном комментарии в центре внимания интерпретация (толкование, объяснение, раскрытие смысла) проблемы текста. Экзаменуемый, анализируя её, как бы «пропускает» через своё восприятие и высказывается по ней. На какие значимые части текста публицистического стиля следует обращать внимание, чтобы понять, как развивается авторская мысль? Первоначальный вариант работы с исходным текстом
  • Внимательно прочитать текст.
  • Определить стиль и тип исходного текста.
  • Составить тезисный или цитатный план.
Для чего нужно определять стиль и тип речи исходного текста? Обратимся к следующей таблице.

Публицистический стиль

Художественный стиль

  • автор страстно и открыто отстаивает свою точку зрения;
  • автор даёт прямые оценки явлениям и событиям;
  • автор формирует общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на читателя.

а) дать возможность читателю представить описываемые события;

б) передать свои эмоции;

в) вызвать ответные чувства и переживания.

  • Автор чаще всего не даёт прямых оценок событиям, героям, или их действиям: читатель сам должен это сделать;
Типы речи Таким образом, стиль и тип речи помогут понять текст, найти в нём главное. Чтобы проследить развитие авторской мысли, необходимо составить план к исходному тексту. Для этого нужно:
  • исходный текст разделить на микротемы – предложения, объединённые одной мыслью и отражающие определённый аспект проблемы;
  • выделить основную мысль каждой микротемы;
  • сформулировать данную мысль;
  • записать её в виде пункта плана.
Презентация составлена в соответствии с рекомендациями Г.Т. Егораевой: Г.Т. Егораева. Русский язык. ЕГЭ. Комментарий к основной проблеме текста. -М.: Издательство «Экзамен», 2011

Исследование термина Комментарий - рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего- либо. (Большой толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова. Комментарий- 1.пояснения;2. примечания; 3. толкование (Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник)










Как подготовиться к контекстуальному комментированию проблемы? Четко придерживаться сформулированной проблемы! Проследить, как автор раскрывает в тексте эту проблему («вслед за автором»). Вопросы На каком материале раскрывается проблема? На какие аспекты проблемы обращается внимание? Почему именно эти аспекты его волнуют? Как автор позволяет читателю увидеть эти аспекты?


Учитесь видеть подтекст! Подтекст – способность слов, словосочетаний и предложений в отдельных фрагментах таить в себе скрытый смысл, который может кардинально изменить истолкование текста. Прочитать подтекст поможет анализ Заглавия, предисловия (если есть) Языковых особенностей текста Ключевых моментов текста Художественных деталей






Как оформить комментарий? Этапы комментирования Слова- «маркеры» Начало комментирования Проблему (чего?) автор раскрывает на примере… Этот вопрос автор раскрывает, изучая… Рассматривая проблему (чего?) на примере…, автор с иронией (тревогой, возмущением и т.п.) рассказывает о том, что… Комментируя данную проблему, хочется отметить её (типичность,новизну, актуальность и т.п.) Продолжение (контекстуального комментария) Автор текста обращает внимание читателей на… Писатель, ведя повествование от лица…, дает возможность… Ни одна деталь не остается незамеченной автором, и поэтому… Автор за частными судьбами видит…, и поэтому на протяжении всего текста звучит мысль о…


Этапы комментирования Слова- «маркеры» Продолжение (контекстуального комментария) Автор объективно показал, почему… Композиция текста помогает понять, что… … - все это углубляет восприятие текста. Автор не делает прямых выводов, а… Автор замечает, что… Писатель всем ходом повествования доказывает… Автор через события рассказа показал (нравственную, философскую, культурную и т. п.) проблему, раскрыл её сущность. Автор обосновывает справедливость своих суждений, используя…




Типичные ошибки Комментарий отсутствует. Прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но Вами не сформулированная. Прокомментирована только часть проблемы, поднятой автором. Допущены фактические ошибки, связанные с пониманием исходного текста. Проблема прокомментирована неточно или противоречиво. Комментарий заменяется цитированием текста или его фрагмента. Комментарий заменяется пересказом. Комментарий заменяется перечнем проблем.



Слайд 2

Из «Аналитического отчёта ФИПИ» 2011 года

  • Слайд 3

    Методы и приёмы обучения написания комментария к проблеме.

    Образцы текстов и фрагментов комментариев к проблемам, рассматриваемым в них.

    Методы и приёмы обучения аргументации.

    Анализ типичных ошибок по критериям 2 (комментарий к сформулированной проблеме) и 4 (аргументация собственного мнения).

    «Банк» аргументов по самым различным проблемам.

    Слайд 4

    Прокомментировать

    проблему – значит

    показать

    степень понимания текста;

    умение видеть его важнейшие аспекты;

    Слайд 5

    Требования к комментарию

    Комментарий к проблеме может включать

    характеристику проблемы;

    анализ композиции текста, позволяющей понять авторский замысел, его позицию;

    анализ аспектов (микротем);

    синтаксические конструкции, позволяющие увидеть ход авторской мысли:

    Слайд 6

    Роль типов речи в комментарии

  • Слайд 7

    Варианты обучения написанию комментария

  • Слайд 8

    Работаем с текстом

    СЛЕЗЫ КРОКОДИЛА

    (1)Небо заволокло тучами. (2)Дождь печально колотил в стекла и нагонял на душу тоску. (3)В задумчивой позе, с расстегнутым жилетом, и заложив руки в карманы, стоял у окна н смотрел на улицу Поликарп Семенович Иудин.

    (4)"Ну что такое наша жизнь? - рассуждал он в унисон с плачущим небом.(5) -Что она такое? (6) Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей... (7)На что она нам дана? (8)Для чего? (9)Ведь не для печалей же бог создал мир! (10)А выходит наоборот. (11)Слез больше, чем смеха...»

    (12)Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок.

    (13)"Н-да,- продолжал он задумчиво,- в плане мироздания не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. (14) Их создало само человечество. (15) Оно само породило этот бич. (16) А для чего, спрашивается, для чего?"

    (17)Он вынул левую руку и скорбно провел ею по лицу.

    (18)"А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю... стоило бы только захотеть. (19)Вот, например, идет богатая похоронная процессия. (20)Шестерня лошадей в черных попонах везет пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. (21)Факельщики важно выступают с фонарями. (22)На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. (23)А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (24)Пригрел ли бедняка? (25)Конечно, нет... (26)Мишура!.."

    Слайд 9

    (27) - Что вам, Семен Иваныч?

    (28) - Да вот затрудняюсь оценить костюм. (29)По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя, а она просит семь; говорит - детишки больны, лечить надо.

    (30)- И шесть много. (31)Больше пяти не давайте. (32)Только осмотрите хорошенько, нет ли дыр и пятен... (33)"Нда-с, так вот она - жизнь. (34)А за катафалком тянется сосновый гроб. (35)Сзади плетется, шлепая по грязи, только одна старушонка. (36) Она, быть может, укладывает в могилу и свое дневное пропитание... (37) А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот эта дама, которая сидит в карете? (38)Конечно, нет..."

    (39) - Что там еще?

    (40) - Шубку старуха принесла... (41) Сколько дать?

    (42) - Мех заячий... (43) Ничего, крепка, рублей пять стоит. (44)Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперед... (45) "Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (46)Бедняки гибнут, а богачам и дела нет..."

    (47)Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался…

    (Ал.П.Чехов)

    Слайд 10

    Вариант 1.Обратимся к заданию А28.

    Какое высказывание противоречит содержанию текста?

    Поликарпу Семеновичу доставляет удовольствие мысленно сочувствовать обездоленным людям, чувствовать себя их моральным заступником, осуждающим несправедливость жизни.

    Иудин искренне стремится помочь людям, попавшим в затруднительное положение.

    Философствуя на тему несправедливого устройства мира, Иудин осуждает богатых за равнодушие к людскому горю.

    Ростовщик беззастенчиво и безжалостно обирает бедняков.

    Безусловно, это вариант 2. Убираем его.

    Все остальные варианты – не что иное, как аспекты проблемы лицемерия, двуличия, которые и следует прокомментировать.

    Слайд 11

    Рассматривая данную проблему на примере эпизода из жизни П.С.Иудина, писатель обращает внимание читателя на гуманность философских рассуждений этого героя, якобы страдающего от несправедливого устройства мира. Ал.П.Чехов так мастерски передает его мысли, что не возникает даже сомнений в том, что и в жизни ростовщик помогает бедным людям. Однако его диалог с помощником позволил увидеть, что на самом деле Иудин никогда не упустит личной выгоды, а поэтому безжалостно обирает людей, оказавшихся в затруднительном материальном положении.

    Слайд 12

    Вариант 2.Анализируем композиционные и художественные приёмы

    З а г л а в и е рассказа (что означает фразеологизм крокодиловы слёзы? Случайно или намеренно Ал.П.Чехов видоизменил его на слёзы крокодила?)

    «Говорящая» фамилия героя.

    Резкоепротивопоставление внешних и внутренних качеств персонажа, его мыслей и действий.

    Слайд 13

    Вариант 3. Говорим обактуальности проблемы

  • Слайд 14

    Образцы работы над комментариемВариант 4: анализируем аспекты проблемы

  • Слайд 15

    Слайд 16

    Вариант 5: анализ типов речи (повествование)

    Слайд 17

    Тип речи – рассуждение.

    В художественных текстахрассуждение

    показывает предмет или явление, раскрывая их внутренние признаки;

    доказывает или опровергает ту или иную мысль, положение.

    Слайд 18

    Учимся на готовых примерах

    Безусловно, это актуальная нравственная проблема, которую можно отнести к разряду «вечных». Пожалуй, нет ни одного человека, никогда не проявлявшего эту черту характера хотя бы в мелочах, примеряя на себя разные маски, личности, личины. Но к некоторым эти маски прирастают намертво, и с такими людьми нельзя духовно сближаться: кто знает, что скрывают они за притворной добродетелью? И разве мало мы знаем примеров, когда люди предпочитают «казаться», а не «быть»? Особенно отвратителен этот порок, когда человек много и правильно говорит, кажется почти что святым в глазах окружающих, а на деле совершает поступки, отвратительные по своей сути.

    (Проблема двуличия, лицемерия)

    Слайд 19

    Размышляяо разговоре с подростками, автор заставляет читателя задуматься о том, почему современные школьники так мало знают о Великой Отечественной войне. Он с тревогой пишет о том, что это событие для некоторых учеников кажется таким же далёким, как Бородинское сражение. Публицист утверждает: многие ученики не могут даже назвать имён героев этой войны, хотя бы самых известных. Это, по мнению автора, происходит потому, что, чем дальше от нас Великая Отечественная, чем меньше в живых остается её свидетелей и участников, тем реже школьникам говорят о значении нашей великой победы.

    (Проблема исторической памяти)

    Слайд 20

    Обратите внимание!

    Комментирующая часть сочинения (если она следует за сформулированной проблемой) должна завершиться тезисом, в котором изложена позиция автора текста по рассматриваемой проблеме.

    Слайд 21

    Типичные ошибки в комментарии

  • Слайд 22

    Слайд 23

    Слайд 24

    Работа над аргументацией

    Слайд 25

    Вариант «банка» аргументов

  • Слайд 26

    Почему это так?

    Потому что (так как)…

    Аргумент 1Аргумент2

    Что следует из вышесказанного?

    Слайд 27

    Варианты заданий

    Определите, какой из вариантов является аргументом к тезису. Используйте подстановку союзовтак как, потому что.

    Лицемерная любовь хужененависти.

    а) Самое верное средство завоевать любовь других - подарить им свою любовь.

    б) Любить - это значит находить в счастье другого свое собственное счастье.

    в) Действия и поступки ненавидящего предсказуемы.

    Ответ – в)

    Слайд 28

    Определите, какой из вариантов

    НЕ является аргументом к тезису.

    Лучше явный враг, нежели подлый лицемер. (Петр I)

    а) Ненавидящий человек не прикрывает своё открытое чувство вражды высокими словами.

    б) Явный враг не скрывает своих намерений

    в) Человек - самый страшный враг сам себе.

    Ответ - в)

    Слайд 29

    Определите, что является следствием (выводом) из данного высказывания. Используйте метод подстановки слов поэтому, значит, следовательно.

    Если притворяться перед другими, то под конец начинаешь притворяться перед собой.