Баренцев евро-арктический регион. Культурная дипломатия Страны баренц региона

Один из способов развалить государство - разработка и мягкое внедрение в общественное сознание разного рода этнических и региональных мифов, подчеркивающих «исторически сложившуюся отличительность» той или иной группы населения. С постепенным формированием новой идентичности этой группы, вплоть до изменения существующей национальной. Пример: часть казачества на юге страны, поднимающие вопрос опризнании их отдельным народом. И «поморы». Согласно новой поморской идентичности Михайло Ломоносов - не русский, а «помор». Георгафический термин заменяется на этнографический (В своё время то же произошло на Украине).
В случае с поморами есть и некий экономический подтекст.


С историей проекта можно ознакомиться в цикле статей:
- Поморский миф

Частично мы с вами эту историю рассмотрели, а подробнее - по указанным выше ссылкам.

=============================
Перепост всего текста

Скопируйте весь текст в рамке и введите его в поле HTML-редактора у себя в ЖЖ, войдя туда через кнопку "Новая запись". И не забудьте внести название в заголовок и нажать на кнопку "Отправить в...".

Html"> Оригинал взят у в Баренцев Евро-Арктический регион как инструмент Soft Power https://arctus.livejournal.com/545621.html Один из способов развалить государство - разработка и мягкое внедрение в общественное сознание разного рода этнических и региональных мифов, подчеркивающих «исторически сложившуюся отличительность» той или иной группы населения. С постепенным формированием новой идентичности этой группы, вплоть до изменения существующей национальной. Пример: часть казачества на юге страны, поднимающие вопрос опризнании их отдельным народом. И «поморы». Согласно новой поморской идентичности Михайло Ломоносов - не русский, а «помор». Георгафический термин заменяется на этнографический (В своё время то же произошло на Украине). В случае с поморами есть и некий экономический подтекст. С историей проекта можно ознакомиться в цикле статей: - Поморский миф - «Поморская авантюра десоветизаторов» «Среди активных поморостроителей также один из организаторов Национально-культурной автономии поморов Архангельской области П. Есипов, участвовавший вместе с Мосеевым в выпуске словаря поморского языка «Поморская говоря» и «Поморских сказок» на американские и норвежские гранты. Здесь же следует упомянуть и местного журналиста А. Беднова, являющимся вместе с И. Мосеевым соучредителем организации НКЦ «Поморское Возрождение». ... С начала 1990-х годов эти деятели, ссылаясь на работы В. Булатова, говорят о необходимости признания поморов «коренной малочисленной этнической общностью» или «коренным малочисленным народом, имеющим право на владение и пользование традиционными территориями и природными ресурсами наравне с другими коренными народами Севера». - Баренцев Евро-Арктический регион как инструмент «мягкой силы» Баренцев Евро‑Арктический регион - «союз северных территорий Скандинавии и России», в который вошли северные губернии скандинавских стран (Финляндии, Швеции и Норвегии), а также несколько регионов Российской Федерации, включая Мурманскую и Архангельскую области, республики Карелия и Коми, Ненецкий автономный округ. Сзданн в 1993 году по инициативе Норвегии. В рамках институтов БЕАР в 90-х гг шли исследования по конструированию новой «национальной идентичности». С подачи скандинавских исследователей в ведущем вузе Архангельска — нынешнем Северном Арктическом федеральном университете (САФУ) была запущена программа по созданию и распространению «поморского мифа». Согласно которому история Русского Севера на самом деле является историей Поморья, которое де исторически и культурно теснее связано с Норвегией. Программа финансировалась норвежским Баренц-Секретариатом в сотрудничестве с такими известными структурами, как фонд «Евразия» и фонд Сороса. Немного примеров:

В Архангельске устраивались «поморские» праздники и факельные шествия. Выпускались «поморские сказки» и учебники о поморах. Происходили встречи российских и норвежских поморостроителей. В некоторых школах получила развитие так называемая «региональная этнопедагогика», нацеленная на «воспитание поморской идентичности у детей школьного возраста». Российская молодёжь в рамках «Баренцева трансграничного Университета» едут обучаться в скандинавские страны, где в их сознание внедряется парадигма «северной региональной идентичности» (ее «специфика» и уникальность). Конструкторы «северной идентичности» так же осуществляют свою деятельность в ведущих вузах Русского Севера
В декабре 2006 года норвежское правительство утвердило «стратегию развития северных районов страны, Шпицбергена и прилегающих к ним морских пространств». Одна из целей стратегии: «занять ведущие позиции в мире в области управления ресурсами Севера и его окружающей средой». При этом, по предварительным оценкам, запасы нефти и газа в арктической зоне на шельфе и суше составляют примерно 60 % ресурсов углеводородов России. В этой связи совершенно понятен интерес Норвегии и её патрона из НАТО к русскому северу. И вот совсем недавно, российский СПЧ, известный своими более чем спорными инициативами (чего стоила инициатива по десоветизации России от 2011 г), выступает в поддержку «поморской инициативы» о признании поморов отдельным народом:
20 февраля 2018 года на сайте Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека (далее — Совет, СПЧ) появился странный документ под названием «Рекомендации по итогам выездного заседания Совета по правам человека в Архангельской области». (Выездное заседание проходило 8-10 ноября 2017 года». ... приведем развернутую цитату: «В части защиты прав коренных малочисленных народов Архангельской области... не решены проблемы этнического статуса поморов... По мнению Совета, поддержанного большинством участников круглого стола, проведенного в рамках выездного заседания, поморы обладают признаками самостоятельного этноса... Признание поморов самостоятельным народом открывает возможности... для льготного режима использования поморами природных ресурсов мест своего традиционного проживания... В связи с изложенным Совет рекомендует Правительству РФ... поддержать инициативу о признании поморов самостоятельным народом из числа коренных малочисленных народов Севера».
Данные рекомендации СПЧ, принятые, заметим, «путем заочного голосования 19 февраля 2018 года», являются грубой провокацией, нацеленной на разрушение суверенитета и территориальной целостности России. И здесь важно рассмотреть историю этого известного скандального вопроса. (Подробнее - Провокационный совет) Частично мы с вами эту историю рассмотрели, а подробнее - по указанным выше ссылкам.
=============================

Введение 3

1. Факторы образования и цели Баренц-региона 5

2. Образование и развитие Баренц-региона 8

3. Взаимодействие стран в Баренц-регионе 10

Заключение 14

Библиографический список 15

Введение

Темой данной работы является Баренцев Евро-Арктический регион, который сокращенно называют Баренц-регион или БЕАР. Баренцев регион является объединением районов и стран, весьма различных по уровню экономического и социального развития, но обладающих определенной общностью, позволяющей рассматривать его как отдельный экономическо-географический район мира.

В Баренцев Евро-Арктический регион (Баренцев регион) входят губернии их соответствия Европы, расположенные севернее или пересекаемые Полярным кругом. С географической точки зрения Баренцев регион составляет естественное звено связи между северными районами Европы и России. Баренцев регион является регионом, где страны Европейского сообщества (ЕС) граничат с Россией.

К нему относятся примы-кающие к Баренцеву морю части Норвегии, Швеции, Финляндии и России, выделенные с целью развития междуна-родного сотрудничества.

Баренц-регион имеет протяженную береговую линию вдоль Норвежского, Баренцева, Белого морей и Ботнического залива Балтийского моря. Рельеф региона весьма разнообразен. На западе и северо-западе - в Норвегии, Швеции и на Кольском полуострове расположены горные территории. На востоке и юго-востоке более равнинный рельеф. В России и Финляндии широко распространены леса и болота, в Ненецком округе - равнинные арктические и субарктические тундры, где преобладает вечная мерзлота.

В Баренц-регионе проживает около 4,4 миллиона человек, он является самой густонаселенной областью Арктики. Здесь проживают коренные народности - саамы, жизнь которых до настоящего времени тесно связана с природой.

На региональном уровне высшим органом организации является Региональный совет, который состоит из политических или административных руководителей каждой из областей (республик, фюльке, ленов). Дополнительно туда входит представитель коренных народов каждого региона. Председатель выбирается на 3 года, председательство осуществляется каждой страной по очереди. Текущей работой руководит Региональный комитет, состоящий из назначенных советников от всех административных единиц региона.

Цель данной работы изучение Баренц-региона, как уникального примера внешнеэкономического взаимодействия.

1. Факторы образования и цели Баренц-региона

Процессы глобализации в самом широком смысле характеризуются резким усилением и усложнением взаимных связей и взаимных зави-симостей в основных областях экономической, политической и общественной жизни, приобрета-ющих планетарные масштабы. Быстро прогрес-сирующая глобализация затрагивает самые раз-ные аспекты нашей жизни - экономику, политику, культуру, идеологию, безопасность, окружающую среду. Мы являемся свидетелями интенсивных процессов интеграции стран, формирования гло-бальных экономических союзов, выстраивания наднациональных институтов управления соци-альными процессами, но наряду с этим наблю-даются и обратные процессы: увеличение разно-образия, степени фрагментарности мира, рост национального самосознания и усиление культур-ной дифференциации народов, возрождение тра-диционных ценностей, расширение локальных на-ционалистических устремлений, порой приводя-щих и к конфликтам.

Регион - это тот самый уровень организа-ции мирового социального сообщества, который придает определенную «глобальность» локаль-ным процессам, и наоборот, адаптирует обще-планетарные тенденции к местной культурно-исторической специфике. Именно на этой сту-пени общественной самоорганизации устанав-ливается баланс между интеграцией и дезинтеграцией, между центром и периферией. Регионализация - это путь к равновесию обще-планетарной системы.

Регионализация представляется как процесс последовательных демократических изменений в обществе, государстве, на местах, направлен-ных на повышение роли регионов.

Регион - область, район, относящийся к какому-либо району, отдельной области, части страны, отличающейся от других совокупнос-тью естественных и исторически сложивших-ся, относительно устойчивых экономико-геогра-фических и иных особенностей, нередко соче-тающихся с этническим составом населения. Это региональное пространство, территориаль-но ограниченное, построенное по территориаль-ным признакам. Оно может быть не только внутренним, как административно-территори-альное территори-альное образование, но и в границах нескольких соседних единиц, в том числе и международ-ным, межгосударственным. Это может быть группа близлежащих стран, близких по этничес-кому составу и культуре, однотипных по соци-ально-политическому устройству, представляю-щая собой отдельный экономическо-географический район мира, например, Баренцев реги-он.

Основой для выделения пространства как региона является не только территория, адми-нистративно-государственное устройство, эко-номика или политика, но и региональная общ-ность, население, его социальный, демографи-ческий состав, менталитет, культура, ценности, потребности, интересы, уровень и качество жизни.

Сближению территорий и формированию единой региональной общности способствует: 1

    Административно-территориальное деление внутри страны;

    Единое природно-климатическое про-странство, территориальная, географическая близость (Север Европы, Север России, Белое море и т.д.);

    Политические факторы - при образова-нии межгосударственных, межэтнических реги-ональных пространств, межрегиональном взаи-модействии (Совет Белого моря, Северо-Запад-ная ассоциация и т.д.);

    Социально-экономическое сотрудниче-ство: торговля, обмен товарами и услугами, поиск и разработка сырьевых ресурсов, разви-тие образования, здравоохранения, сферы услуг, транспорта, связи, дорог, портов;

    Социокультурные связи, общие ценности, религия, традиции, искусство, межэтнические контакты;

    Экология, забота о сохранении окружаю-щей природной и социокультурной среды обита-ния людей.

    Социокультурное пространство является важнейшей характеристикой регионального соци-ума. Это пространство социальной деятельнос-ти людей, распространения культуры, оно много-слойно, но имеет свою целостность, свои рамки, в первую очередь культурно-цивилизационные.

Задачами Баренц-региона в сфере развития региональной политики являются следующие: 2

    Сохранение целостности региона, снятие конфликтов и противоречий как на уровне вла-стей, так и на уровне общественного мнения.

    Равенство и сотрудничество регионов, недопущение региональных преференций, сня-тие конфликтов между регионами.

    Единообразие правового поля, открытость административных границ.

    Эффективная помощь государств в тер-риториальной самоорганизации общества.

    Формирование безопасных условий жиз-недеятельности населения в Баренцевом Евро-Арктическом регионе.

В этих целях участники договорились учредить Баренцев Евро-Арктический Совет, с тем чтобы придать импульс существующему сотрудничеству и рассматривать новые инициативы и предложения. Положение о Совете прилагается.

Целью работы Совета будет содействие устойчивому развитию региона, имея в виду принципы и рекомендации, содержащиеся в Декларации Конференции в Рио и Повестке дня XXI века Конференции ООН по окружающей среде и развитию. В этой связи Совет будет служить форумом для обсуждения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области экономики, торговли, науки и техники, туризма, окружающей среды, инфраструктуры, образования и культурного обмена, а также проектов, специально направленных на улучшение положения коренного населения Севера.

Участники подчеркнули, что Совет не будет дублировать или подменять уже ведущуюся на двусторонней или многосторонней основе работу, но по мере возможности будет пытаться придать импульс и связанность региональному сотрудничеству и поощрять новые совместные усилия, двусторонние и многосторонние, с тем чтобы решать возникающие проблемы и использовать возможности региона.

2. Образование и развитие Баренц-региона

11 января 1993 г. в Киркенесе, Норвегия, состоялась Конференция по сотрудничеству Баренцевом Евро-Арктическом регионе. Министры иностранных дел или представители Дании, Финляндии, Исландии, Норвегии, Российской Федерации, Швеции и Комиссии Европейских сообществ приняли участие в Конференции, на которой также присутствовали наблюдатели из Соединенных Штатов Америки, Канады, Франции, Германии, Японии, Польши и Великобритании. 3

Участники выразили свое убеждение в том, что расширение будет существенно способствовать стабильности и развитию в регионе и Европе в целом, где в настоящее время партнерство приходит на смену конфронтации и разобщенности прошлого. Участники уверены, что такое сотрудничество будет способствовать международному миру и безопасности.

Участники рассматривают инициативу сотрудничества в Баренцевом регионе как часть процесса развертывания европейского сотрудничества и интеграции, новое измерение которому придало Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Они рассматривают учреждение Совета государств Балтийского моря в Копенгагене в марте 1992 года как дальнейший вклад в укрепление регионального сотрудничества в Европе.

Они также заявили о своей уверенности в том, что установление более тесного сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе явится важным вкладом в создание новой европейской архитектуры путем обеспечения более тесных связей между Севером Европы и остальной частью континента.

Участники выразили поддержку продолжающемуся процессу реформ в России, который, в частности, направлен на укрепление демократии, рыночной экономики и местных институтов и который поэтому важен для более тесного регионального сотрудничества в Баренцевом Евро-Арктическом регионе.

Участники выразили желание поддержать вековую приверженность народов Баренцева Евро-Арктического региона дружбе и сотрудничеству и подчеркнули фундаментальное значение исторических перемен в результате окончания эры идеологической и военной конфронтации в Европе. Они приветствовали первые шаги, предпринятые на местном и региональном уровнях с целью развития сотрудничества, и особенно создание межрегиональной рабочей группы из представителей губерний и областей Финляндии, Норвегии, России и Швеции. Они выразили свою благодарность за ценный вклад в работу "Комитета Северного Калотта" в течение двух последних десятилетий северным губерниям Финляндии, Норвегии и Швеции. Они приняли к сведению положения отчета Конференции экспертов по проблемам Баренцева Евро-Арктического региона в Киркенесе 25-27 сентября 1992 г. Они также приняли к сведению итоги международной Конференции экспертов по вопросам Северного морского пути, состоявшейся в Тромсе, Норвегия, в октябре 1992 года. 4

Итак, Баренцев Евро-Арктический регион – это тер-ритории, примыкающие к Баренцеву морю, вы-деленные 11 января 1993 года с целью разви-тия международного сотрудничества.

Включа-ет в себя губернии Норвегии: Нордланд, Тромс, Финнмарк, лены Швеции: Вестерботтен и Норрботтен, провинции Финляндии: Лапландию, Северную Остроботнию и Каинуу, и регионы России: Мурманскую и Архангельскую облас-ти, Республики Коми и Карелию, Ненецкий ав-тономный округ.

Четыре государства-участни-ка по очереди руководят сотрудничеством. Территория региона составляет 1,9 млн км2, население - 6 млн чел.

Сотрудничество в рам-ках Баренцева Евро-Арктического региона осу-ществляется на двух уровнях: центральном и региональном.

Для руководства сотрудниче-ством на центральном уровне создан Баренцев Совет, в который входят министры иностран-ных дел четырех стран. На региональном уров-не работает Региональный Совет, в состав ко-торого входят административные руководители сотрудничающих территорий (губернаторы).

3. Взаимодействие стран в Баренц-регионе

Баренцев Евро-Арктический регион - обра-зование сложное, обусловленное и тем, что различия между скандинавс-кими странами и российской частью региона наблюдаются в следующем: 5

    Язык и культура.

    Правовые, политические и экономические традиции.

    Уровень жизни и покупательная способ-ность.

    Жители скандинавской части БР выросли в условиях открытого демократического право-вого государства, отмеченных свободой лично-сти и рыночными отношениями, советское об-щество отличали закрытость, командная эконо-мика и жестокий аппарат власти.

    Сейчас общественность северных стран едина в том, что касается основ своей полити-ко-экономической системы, на российской же территории пока полная неопределенность, что отражается как в поведении отдельных людей, так и организаций.

    Российская часть региона представляет собой составную часть великой державы, са-мой большой по территории страны в мире, в то время как скандинавские страны - мелкие государства.

    Русское население региона в три раза превышает население норвежской, шведской и финской частей вместе взятых (приблизитель-ное соотношение - 3,5 и 1 млн чел. соответ-ственно).

    На российской территории находится ог-ромное количество военных частей и боевой техники, включая ядерное оружие и атомные реакторы.

Баренцев Евро-Арктический регион сложился для удов-летворения потребностей сверхдержавы Совет-ского Союза в военной мощи и государствен-ной безопасности, сейчас же он располагается в мирном уголке великой державы России и не отвечает потребностям этого государства, но уже одним своим существованием и наличием своих особых интересов этот военный комп-лекс, безусловно, воздействует на российскую политику в данном регионе.

С обеих сторон границы между Востоком и Западом есть много людей, которые воспри-нимают ширящееся сотрудничество как угрозу для общественного порядка и основных обще-ственных ценностей своих стран. Русские опа-саются, в частности, что обладающие высокой покупательной способностью иностранцы по-степенно станут диктовать свои условия и пре-вратят Россию в пассивного поставщика сы-рья. В скандинавской части региона боятся, что русские привнесут в регион все негативные стороны современного русского общества: же-стокость, безответственность, коррупцию и т.д.

Но несмотря на то, что Баренцев регион является объединением районов и стран весь-ма различных по уровню экономического и со-циального развития: энерго- и фондовооружен-ности работников, доле физического и умствен-ного труда, ручного, механизированного и авто-матизированного труда, по доле квалифициро-ванного труда, уровню развития инфраструк-туры, социальным показателям, данная терри-тория обладает определенными, только ей при-сущими чертами.

При этом главный признак уникальности Севера - его многофакторная эк-стремальность, составляющими которой явля-ются:

Экстремальность природных условий, в их числе экстремальность тепло- и влагообеспеченности, проявляющаяся в наличии криоген-ных грунтов, обширных массивов болот и пере-увлажненных лесных земель на равнинах, в сезонном характере выпадения осадков, высо-ких и полноводных паводках, резких перепадах температур воздуха, антициклонарном атмос-ферном режиме, в недостаточной теплообеспеченности вегетационного периода, высокой сей-смичности в горных местностях, следствием чего является дискомфортность проживания (природно-климатический фактор, влияние на организм человека комплекса метеорологичес-ких воздействий - температура воздуха, влаж-ность, атмосферное давление, солнечная (уль-трафиолетовая) радиация, скорость ветра).

Неблагоприятные условия для жизнедея-тельности человека. К ним относят: темпера-турные, световые, географические экстремумы. Особенности физиологических норм здоровья, бытовые привычки, хозяйственный уклад, этни-ческая психология, самосознание, система тра-диций помогают коренному населению проти-востоять их влиянию.

Более высокая стоимость жизни, что свя-зано с продолжительностью отопительного се-зона, суммарной теплоизоляцией одежды, сум-мой активных температур за вегетационный период, удорожанием затрат на освоение тер-ритории.

Экстенсивный, нацеленный на добычу сырьевых ресурсов тип природопользования, ко-торый преобладает над традиционным хозяй-ством жизнеобеспечения коренного населения с кочевым животноводством, оседлым морским промыслом и охотой. Диспропорции этих типов природопользования оказывают деструктивное антропогенное воздействие на природную среду.

Более острое проявление социально-эко-номического кризиса. Объемы производства на Севере снижались в 1,5-2 раза стремительнее, чем в среднем по России. Речь идет о сниже-нии добычи нефти, угля, железной руды, золота, апатитового концентрата, уменьшении объемов заготовки и переработки леса, трудностях в аграрном секторе экономики и т.д.

Опасная тенденция автономного включе-ния природопользования Севера в систему ми-рового хозяйства, что ведет к изъятию природ-ных богатств, трудовых и интеллектуальных ресурсов и к зависимости регионов Севера от стран с развитой экономикой. Отсюда возникает потенциальная угроза государственному устрой-ству России, ее экономике, жизнеобеспечению населения и экологическому состоянию среды. 6

Заключение

Итак, Деятельность Совета Баренцева/Евро-Арктического региона (СБЕР) и Регионального Совета БЕАР ориентирована на становление широкого международного сотрудничества в Баренцевом регионе, содействие комплексному развитию регионов Северо-Запада, решению их социально-экономических и экологических проблем.

Среди направлений сотрудничества: экономика и туризм, защита окружающей среды, транспорт и коммуникации, энергосбережение, сельское хозяйство и оленеводство, коренные народы, информационные системы, Северный морской путь, здравоохранение, наука, культура и образование, молодежное сотрудничество, сотрудничество в рамках Программ ЕС Тасис и Интеррег.

Активизируется сотрудничество стран-членов Баренцева региона и ЕС в рамках стратегии "Северного измерения", ставшей, после ее одобрения в декабре 1998 года на саммите Европейского Союза в Вене, составной частью политики ЕС. Одной из целей стратегии "Северного измерения" является финансирование ЕС тех проектов в России, которые представляют значимость для всего Европейского Союза. Объективно осуществление стратегии "Северное измерение" будет отвечать интересам субъектов РФ при условии ориентации конкретных проектов на комплексное развитие Северо-Запада России. В частности, в 2000 году руководство Тасис включило Баренцев регион в число приоритетных наравне с Калининградской областью. Органам Баренцева региона на центральном и региональном уровнях предстоит определиться в действиях, необходимых для того, чтобы Баренцев регион получил четко обозначенную роль в "Северном измерении" ЕС, а сама стратегия наполнилась реальным содержанием.

Библиографический список

    Булатов В. Н. Баренцев Евро-Арктический регион: история и современность: учеб. пособие для студентов вузов / В. Н. Булатов, А. А. Шалев. - Архангельск: ПГУ, 2008. - 173 с.

    Возможности сотрудничества в Баренц-регионе // Вестник Национальной академии туризма. - 2008. - № 1. - С. 3-3.

    Ковалева А.М. Экономическая география: Учебное пособие / А.М. Ковалева. - М.: Инфра, 2004. – 325 с.

    Лукашин С.И. Баренц регион: перспективы развития / С.И. Лукашин. -- М.: Аспект, 2004. - 349 с.

    Рубцова Н.А. Баренц-регион в условиях глобализации и регионализации // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - № 5. - С. 60-64.

    Харитонов А.М.Экономическая география: учебник / А.М. Харитонов. - М.: Аспект, 2005. – 489 с.

    Экономическая география: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: АСА, 2003. - 456 с.

1 Экономическая география: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: АСА, 2003. С. 133.

2 Рубцова Н.А. Баренц-регион в условиях глобализации и регионализации // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - № 5. - С. 60-64.

3 Ковалева А.М. Экономическая география: Учебное пособие / А.М. Ковалева. - М.: Инфра, 2004. С. 211.

4 Возможности сотрудничества в Баренц-регионе // Вестник Национальной академии туризма. - 2008. - № 1. - С. 3-3.

5 Булатов В. Н. Баренцев Евро-Арктический регион: история и современность: учеб. пособие для студентов вузов / В. Н. Булатов, А. А. Шалев. - Архангельск: ПГУ, 2008. С. 45.

6 Рубцова Н.А. Баренц-регион в условиях глобализации и регионализации // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2009. - № 5. - С. 60-64.

Евро-Арктический Регион ) - территории, примыкающие... Щетинский Е. А., Никодимов И. Д. Международное сотрудничество в Баренц -регионе . – М.: Севериздат, 2007. Гольдфейн М.Д., Кожевников Н.В., ...

Совет Баренцева/Евроарктического региона

Основные направления сотрудничества

(справочная информация)

В сотрудничестве в рамках Совета Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) участвуют Россия, Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия, Исландия и Европейская комиссия. Соединенные Штаты, Канада, Япония, Великобритания, Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Польша имеют статус наблюдателя. Учредительный документ Совета - Киркенесская декларация, подписанная министрами иностранных дел стран региона 11 января 1993 года. В Декларации подчеркивается важность сотрудничества в таких областях как экономика, энергетика, транспорт, охрана окружающей среды, наука, культура, образование, развитие трансграничных контактов между людьми и туризм, содействие коренным народам региона.

Сотрудничество в регионе имеет двухуровневую структуру. СБЕР - орган межгосударственного взаимодействия. Совет собирается раз в год на уровне министров иностранных дел. Основным рабочим органом СБЕР является Комитет старших должностных лиц. Для осуществления текущей практической работы по основным отраслям сотрудничества в рамках СБЕР образованы рабочие и целевые группы.

Под эгидой СБЕР действует Региональный совет, в который входят руководители административных единиц, образующих Баренцев регион (от России - Мурманской и Архангельской областей, Республики Карелия и Ненецкого автономного округа), а также представители коренных народов региона. Рабочим органом Регионального совета является Региональный комитет. В рамках PC СБЕР также имеются самостоятельные рабочие группы по отдельным направлениям сотрудничества. Все проекты в рамках СБЕР и Регионального совета нацелены на Россию.

* * *

Рабочая группа СБЕР по экономическому сотрудничеству (председательствует Россия) ведёт работу по трём основным направлениям:

разработка и продвижение инвестиционных проектов (подготовлен доклад об инвестиционном климате на российском Северо-Западе, совместно с представителями региональных администраций и соответствующих федеральных министерств ведется работа по составлению списка приоритетных проектов для возможного включения в План действий по "Северному измерению" ЕС);

устойчивое развитие лесного сектора в Северной Европе (12-13 ноября 1999 г. в Петрозаводске проведен соответствующий семинар экспертов, создана Целевая группа по лесному хозяйству, которая к настоящему моменту разработала Программу развития лесного сектора для учета в Плане действий по "Северному измерению" ЕС);

преодоление препятствий для развития торговли в регионе и упрощение пограничных и таможенных процедур (имеется специальная Целевая группа по этим вопросам, которая вырабатывает соответствующие практические рекомендации).

Рабочая группа СБЕР по энергетике (председательствует в Группе Швеция, а на время нашего председательства в СБЕР введён пост сопредседателя от России) сконцентрировала свою деятельность на поддержке региональных центров энергоэффективности (такие центры функционируют в Мурманске, Архангельске и Петрозаводске и Кировске, и 23 ноября 2000 г. на заседании КСДЛ СБЕР в Москве им был присвоен статус Баренцевых энергетических опорных пунктов), выявлении наиболее рентабельных проектов (в особенности в области энергоэффективности и перехода на местное топливо для производства тепла и электроэнергии) и поиске финансовых средств для них.

Рабочая группа СБЕР по охране окружающей среды (председательствует Норвегия). В июне 1999 г. состоялась IV встреча министров экологии стран СБЕР. В Декларации, принятой по итогам встречи, основной задачей Группы провозглашается сотрудничество по пяти основным направлениям:

снижение загрязнения от промышленной деятельности (приоритеты - реконструкция комбината "Печенганикель", дальнейшее внедрение методологии "Чистое производство" на Северо-Западе России);

предотвращение радиоактивного загрязнения (в соответствии с принятой в 1999 г. на сессии СБЕР в Буде Декларацией о принципах Многосторонней ядерно-экологической программы для Российской Федерации (МНЕПР) ведется работа с потенциальными странами-донорами по созданию необходимых правовых основ для такого сотрудничества. Последнее совещание группы экспертов состоялось в Москве 27 февраля - 1 марта с.г.;

интеграция экологических аспектов в хозяйственную деятельность (использование экологически приемлемых видов топлива);

управление окружающей средой (в Мурманской области осуществляется программа повышения квалификации специалистов в области управления окружающей средой);

охрана флоры и фауны (разрабатывается комплексная программа сохранения природного и культурного наследия Соловецкого архипелага).

В Руководящем комитете по созданию Баренцевой/Евроарктической транспортной зоны в ноябре 1999 г. председательство перешло от Финляндии к России. Во время российского председательства в сентябре 2000 г. в Санкт-Петербурге состоялась встреча министров транспорта стран Баренцева региона. Основной итог - одобрена Программа действий по созданию Баренцевой/Евроарктической транспортной зоны на 1999-2003 гг., а также уточненная схема развития базовой транспортной сети региона.

В рамках СБЕР действует Рабочая группа по Северному морскому пути, в которой Россия бессменно председательствует с момента ее основания. Ее задача - активизация международного коммерческого использования этой трассы. Последнее заседание Группы состоялось 1 марта 2001 г.

В Рабочей группе СБЕР по молодежной политике председательствует Россия. В марте с.г. в Мурманске проведен международный семинар по проблемам молодежной занятости в регионе, а 14-16 мая 2001 г. в Норвегии состоится конференция на уровне министров по делам молодежи стран региона.

На шестой сессии СБЕР в Будё была принята Многосторонняя программа сотрудничества в области здравоохранения в Баренцевом регионе на 1999-2002 гг., а в целях координации ее осуществления в апреле 1999 г. учреждена Международная группа экспертов. В феврале 2000 г. в Стокгольме состоялась Международная конференция по вопросам борьбы с инфекционными заболеваниями в Балтийском и Баренцевом регионах. В мае 2000 г. в Копенгагене прошло совещание по координации работы по реализации проектов Европейского бюро ВОЗ и Баренцева региона на территории Мурманской и Архангельской областей и Республики Карелия.

На сессии СБЕР в Будё в марте 1999 г. была также принята Программа обменов в области высшего образования и научных исследований, и в качестве ее основного координирующего органа был образован Совет управляющих (в настоящее время в нем председательствует Россия).

Совет Баренцева-Евроарктического региона (СБЕР или БЕАР) – организация международного и межрегионального сотрудничества, осуществляющая работу с 1993 года, куда входят Россия, Норвегия, Финляндия и Швеция. В 2015-2017 годах Российская Федерация председательствует в СБЕР на национальном уровне.

СБЕР является важной платформой в РФ для международного и межрегионального сотрудничества в области культуры стран Баренцева региона, который на протяжении долгого времени остается динамично развивающейся территорией с богатым природным и культурным наследием, с безусловным многообразием традиций и уникальным укладом жизни коренных народов. Культура – один из мощнейших механизмов решения социальных, экономических, экологических и других актуальных задач в интересах устойчивого развития Баренцева региона. Международное сотрудничество в области культуры способствует развитию межкультурной коммуникации, обеспечению доступа населения к культурным ценностям других стран, а также открывает самые широкие перспективы для самоидентификации представителей различных этнических групп, проживающих в регионе, для сохранения традиций и формирования социальной памяти.

«В апреле 2014 года на заседании Объединенной рабочей группы по культуре (ОБГК) СБЕР была утверждена стратегия культурного сотрудничества в Баренцевом регионе, которая определила основные направления взаимодействия регионов на период до 2018 года, - напоминает заместитель Министра культуры РФ Алла Манилова. – В качестве целей стратегии определено дальнейшее развитие культурного сотрудничества и повышение роли культуры в Баренцевом регионе. Согласно стратегии деятельность партнеров по региону направлена на развитие сетевого сотрудничества между деятелями искусства, учреждениями культуры, а также их взаимодействие с региональными общественными организациями, поощрение культурного многообразия и межкультурного диалога, расширение образовательных программ в сфере культуры, которые, в том числе, способствуют укреплению потенциала молодежи и возможности для новых поколений».

Одной из важнейших задач стратегии ОРГК является укрепление роли культуры в региональном социально-экономическом развитии, в том числе, в области развития творческих креативных индустрий. Безусловно, развитие программы обмена в сфере культуры и искусства и содействие информационному обмену с использованием современных технологий создают новые возможности для межкультурного диалога. Регионами России осуществляется активная деятельность, направленная на их позиционирование как международных культурных центров Баренцева региона, посредством работы в рамках ОРГК Баренцева-Евроарктического региона по культуре. Такая работа на местном и региональном уровнях составляет основу успешного сотрудничества между государствами-членами СБЕР на уровне национальном, итогом которого стала разработка положения о стипендии деятелям культуры, достигшим значимых результатов в сфере межрегионального культурного сотрудничества на пространстве СБЕР. Четыре стипендии будут выплачиваться один раз в два года по одной в каждую из четырех стран Баренцева региона.

Кстати, благодаря налаженному сотрудничеству между региональными органами управления в сфере культуры СБЕР партнерство регионов в последнее время было ознаменовано яркими культурными событиями. Гастрольные проекты в области театрального и музыкального искусства, информационно-культурные акции, музейные выставки, проекты в сфере библиотечного дела и, конечно, деятельность общественных организаций, а также культурных активистов и институций – все это формирует плотную канву культурного взаимодействия на пространстве СБЕР. Отдельного внимания заслуживает участие российских и зарубежных регионов в особо значимых культурных форумах, таких как Российско-Финляндский культурный форум, проводящийся ежегодно с 2000 года, то есть уже почти 17 лет, и являющийся главной площадкой двустороннего взаимодействия России и Финляндии в сфере культуры. В свою очередь и Российско-Норвежский культурный форум способствует созданию предпосылок для успешного сотрудничества и осуществления совместных проектов на региональном уровне.

В период своего руководства советом Российская Федерация стремится к тому, чтобы сохранить Баренцева-Евроарктический регион в качестве зоны доверия и стабильности, надежно огражденной от колебаний политической конъюнктуры. Главной задачей председательства России в СБЕР является дальнейшее содействие устойчивому социально-экономическому развитию Баренцева региона, созданию здесь современной инфраструктуры, повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона при рациональном использовании его научно-инновационного и ресурсного потенциала. В конечном счете, речь идет о повышении качества жизни проживающих здесь людей. Важно, что реализация данной цели осуществляется при соблюдении необходимых экологических стандартов и учете интересов коренных народов.

«При определении приоритетов председательства России в СБЕР, - рассказывает председатель Комитета старших должностных лиц СБЕР и заместитель директора Второго Европейского департамента МИД РФ Сергей Петрович. – Мы руководствовались как принципом преемственности опыта предыдущих председательств, так и пониманием актуальных проблем региона. В этой связи мы сосредоточились на таких темах, как транспорт и логистика, окружающая среда и климат, культура и туризм. Они в полной мере отвечают потребностям региона и пользуются поддержкой других участников Баренцева сотрудничества».

Каждый из приоритетов подкреплен соответствующей министерской встречей. Такой подход придает российскому председательству прикладной и ориентированный на результат характер.

В ноябре 2015 года в городе Сортавала (Республика Карелия) с успехом прошла встреча Министров охраны окружающей среды стран-членов СБЕР, в ходе которой было принято решение об исключении еще трех экологических «горячих точек» Баренцева региона из соответствующего перечня. Таким образом, к настоящему моменту на северо-западе России ликвидировано уже девять «горячих точек» из сорока двух, и работа в этом направлении будет продолжена (прим. экологические «горячие точки» - наиболее острые экологические проблемы, выделенные в Баренцева-Евроарктическом регионе специалистами финансовой экологической корпорации северных стран (НЕФКО) и российскими экспертами в 2003 году) .

В ходе состоявшейся в июне этого года в Архангельске встречи Министров транспорта стран-членов СБЕР был достигнут существенный прогресс в работе по согласованию совместного транспортного плана Баренцева региона, который предусматривает формирование 16 эффективных, безопасных и устойчивых трансграничных коридоров с использованием железнодорожного, автомобильного и морского вида сообщений. Все из этих маршрутов проходят по территории РФ. Планируется также развитие авиасообщения в Баренцевом регионе по линии восток-запад.

Сотрудничество в сфере культуры – одна из центральных тем председательства России. Именно культура является ключом к пониманию национальных особенностей, менталитета того или иного народа, представляет собой своего рода мост для взаимного сближения, налаживания контактов между людьми. Предполагается, что развитие культурных обменов будет способствовать укреплению концепции Баренцевой идентичности: дальнейшему осознанию странами региона своей исторической общности и принадлежности к единому социокультурному пространству. В октябре 2015 года в финском городе Оулу состоялось заседание Министров иностранных дел, на котором подчеркивалась центральная роль взаимодействия в сфере культуры, продвижения Баренцевой идентичности и развития контактов между гражданском обществом и культурными учреждениями. В документе также высокую оценку получила самоотверженная работа по учреждению Баренцевой стипендии в области культуры и отмечен запуск нового проекта «Баренцев Инкубатор культурных инициатив», поддерживающего организацию мероприятий и разработку проектов в области культуры.

Другое важное направление председательства России в СБЕР – реализация проектов в туристической сфере – способно придать импульс развитию северных территорий за счет привлечения дополнительных инвестиций и создания новых рабочих мест. Безусловно, в контексте продвижения арктического туризма важным является его взаимосвязь с развитием транспортно-логистической структуры. В этой связи хорошие перспективы имеются для развития паромного туризма в регионе. Принятое правительством РФ в июле этого года решение о введении в Мурманске и Архангельске 72-часового безвизового режима для пассажиров круизных лайнеров придаст дополнительный импульс Баренцеву сотрудничеству в туристической сфере.

Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР, англ. The Barents Euro-Arctic Council, BEAC) был создан в 1993 году как орган межправительственного взаимодействия России, Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швеции и Комиссии Европейских сообществ в интересах обеспечения устойчивого развития региона, расширения двустороннего и многостороннего сотрудничества в области экономики, торговли, науки и техники, окружающей среды и развития транспортной инфраструктуры.

История

Учреждение новой организации было инициировано Норвегией и Россией 8 марта 1992 года, когда в Осло состоялась встреча министров иностранных дел двух стран, на которой был подписан совместный протокол о рабочей программе контактов и сотрудничества. В нём государства подчеркнули заинтересованность в развитии экономического сотрудничества между своими северными регионами. Само понятие «Баренцев регион» было введено в международный оборот 24 апреля 1992 года в Тромсё, когда его в своей речи употребил министр иностранных дел Норвегии Торвальд Столтенберг. Политик так сформулировал общую задачу: «Контакты ведут к безопасности».

Благодаря усилиям специально созданной рабочей группы и при поддержке региональных и федеральных властей, в первую очередь МИД России, Норвегии, Швеции и Финляндии, 11 января 1993 года в Киркенесе (Норвегия) была подписана «Декларация о сотрудничестве в Баренцевом/Евроарктическом регионе», или, иначе, «Киркинесская декларация», ставшая основой «Баренцева сотрудничества». В преамбуле Декларации участники выразили желание поддержать давнее стремление народов в Баренц-Евро-Арктическом регионе к дружбе и сотрудничеству и подчеркнули фундаментальное значение исторических изменений, вызванных концом идеологической и военной конфронтации в Европе. Они приветствовали первоначальные шаги, предпринятые на местном и региональном уровнях на пути расширения сотрудничества.

В Декларации страны-основательницы особо подчёркивали, что создаваемый Совет принимает все ранее заключённые соглашения, касающиеся охраны окружающей среды, и назвали это направление одним из основных приоритетов своей работы. В документе было также прописано, что страны создадут строгие правила работы в Арктике, направленные на предотвращение возможных техногенных и экологических аварий, обозначат критерии использования природных ресурсов. Отдельно оговаривались вопросы, связанные с радиационной безопасностью.

В соответствии с экономической частью Декларации, государства сообщали о своих намерениях развивать торговлю, увеличивать потоки инвестиций в Арктику через свои регионы и совместные проекты, укреплять промышленное сотрудничество и так далее. Министры указывали на важность расширения не только межправительственных связей, но и взаимодействия на уровне отдельных компаний и корпораций. Сообщалось также о важности сокращения энергетических издержек и переходе на иные источники энергии.

В Декларации говорилось, что научное и технологическое сотрудничество и обмен опытом должны помочь странам Баренцева/Евроарктического региона преодолеть его основные проблемы. Основной упор должен был быть сделан на технологии для работы в условиях сурового арктического климата, а главными направлениями назывались: геология, океанография, атмосферные наблюдения, экология и защита окружающей среды, строительство, рыболовство, аквакультура, лесоводство, горное дело, шельфовые работы, а также транспорт и коммуникации в их «арктической» специфике.

Согласно Декларации, развитие туризма является одной из приоритетных задач. Он должен стать основой для дружественных связей между населением стран-участниц и одной из существенных статей дохода региона.

Стоит отметить, что Баренцев/Евроарктический регион является таким же искусственным конструктом, как, например, Североатлантический или Азиатско-Тихоокеанский регионы. Все они были сформированы для обоснования создания соответствующих организаций, упрощения и упрочения межгосударственных отношений в них и реализации политических целей.

Состав и принципы работы

Провозглашённой целью Совета Баренцева/Евроарктического региона является содействие устойчивому развитию, двустороннему и многостороннему сотрудничеству в области экономики, торговли, науки и техники, окружающей среды, инфраструктуры, образования и культурных обменов, туризма, а также реализации проектов, направленных на улучшение положения коренного населения Севера.

Совет собирается раз в два года на уровне министров иностранных дел, в конце срока председательства одной из следующих стран: Норвегии, Финляндии, России и Швеции. Председательство в Совете базируется на двухгодичной ротационной основе. Так, Швеция в очередной раз возглавила СБЕР 19 октября 2017 года на 16-м съезде, проходившем в Архангельске, приняв полномочия от России. Следующей на этом посту станет Норвегия (2019-2021). Все решения на съездах принимаются на основе консенсуса (единогласным голосованием).

Структурными подразделениями СБЕР также являются:

— Региональный совет, в который входят руководители административных единиц, образующих Баренцев регион;

— Комитет старших должностных лиц;

— Представители коренного населения региона;

— Объединённые рабочие группы по культуре, здравоохранению и связанным с ним социальным вопросам, энергетике, образованию и научным исследованиям, туризму.

Региональный совет разрабатывает так называемую «Баренцеву программу сотрудничества». В Программу входят проекты по следующим основным направлениям: развитие промышленности и инфраструктуры, повышение квалификации кадров и образование, охрана окружающей среды и здравоохранение, благосостояние и культура, коренные народы. Комитет старших должностных лиц готовит сессии министров, осуществляет текущую деятельность СБЕР, курирует рабочие группы Совета. В СБЕР действуют рабочие группы по экономическому сотрудничеству, экологии, энергетике, Северному морскому пути, молодёжной политике. Под эгидой рабочей группы по экономическому сотрудничеству функционируют целевые группы по преодолению торговых барьеров и по лесному хозяйству.

Постоянными членами СБЕР являются 6 государств – Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и Европейская комиссия. Члены Регионального совета: Финляндия – Кайнуу, Лапландия, Оулу; Норвегия – Финнмарк, Нордланд, Тромс; Россия – Архангельская область, Карелия, Республика Коми, Мурманская область, Ямало-Ненецкий автономный округ; Швеция – Норрботтен, Вестерботтен. Наблюдатели: Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Нидерланды, Польша, Великобритания, Соединённые Штаты Америки. Наблюдателями в составной части СБЕР – Региональном совете – являются: Совет христианских церквей Баренцева региона, Парламентская Ассоциация Северо-Запада России (ПАСЗР).

Транспорт

Одним из ключевых направлений деятельности СБЕР являются проблемы транспортной инфраструктуры, столь важной для обширных пространств Севера. 10 сентября 1996 года в Архангельске представителями стран-членов СБЕР было подписано Совместное заявление министров транспорта стран Баренцева/Евроарктического региона, ставшее отправной точкой для работы в данном направлении. Желание развивать эту тему было закреплено в 1998 году в Хельсинки на Третьей Паневропейской конференции по вопросам транспорта, на которой будущая транспортная зона СБЕР была включена в соответствующие планы Европейского Союза.

Основным документом в области транспорта для СБЕР стал подписанный в мае 1998 года в Копенгагене Меморандум о взаимопонимании по развитию Баренцевой/Евроарктической транспортной зоны (БЕАТА, англ. Barents Euro-Arctic Transport Area, BEATA). Был сформирован Руководящий комитет СБЕР по развитию БЕАТА, координирующий вопросы международного взаимодействия при реализации региональных проектов в области железнодорожного, автомобильного, воздушного и морского транспорта, модернизации дорог и пограничных пунктов.

Министерство транспорта РФ в своих докладах отмечает, что основная цель БЕАТА — создание в регионе интегрированной транспортной системы — не может быть успешно реализована без развития трансграничного сотрудничества, в рамках которого оборудуются пограничные пункты для пропуска граждан, транспортных средств и товаров, облегчается визовый режим, улучшается инфраструктура приграничных районов.

На заседании Руководящего комитета БЕАТА, проходившего 22-23 мая 2012 года в норвежском городе Тромсё, было принято решение о разработке проекта Совместного транспортного плана Баренцева региона, включённого в существующие стратегии и целевые программы стран-участниц СБЕР и отвечающего их национальным приоритетам.

Россия и Совет Баренцева/Евроарктического региона

Как было отмечено выше, Россия занимала место председателя в СБЕР в 2015-2017 годах, передав на 16-й сессии Совета Баренцева/Евроарктического региона, проходившей 18-19 октября 2017 года в Архангельске, свои полномочия Швеции. Прежде Россия также возглавляла организацию в 2007-2009 годах.

Открывая заседание, министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал: «Баренцев регион – самый густонаселённый и наиболее экономически развитый район Арктики, обладающий богатой ресурсной и научно-инновационной базой. Опыт приграничного сотрудничества здесь не имеет аналогов. За без малого четверть века своей деятельности СБЕР успешно продвигает объединительную повестку дня, утвердился в качестве востребованной структуры межгосударственного взаимодействия, вносит значительный вклад в сохранение Севера Европы в качестве зоны стабильности и добрососедства». Министр добавил, что обеспечение устойчивого развития всего региона, создание комфортных условий для проживания граждан должны оставаться приоритетами функционирования СБЕР.Он также подчеркнул, что особое внимание должно уделяться использованию богатейшего ресурсного потенциала региона, соблюдению экологических стандартов, учёту интересов коренных народов. Лавров отметил, что наряду с этими целями в фокусе российского председательства были вопросы развития транспортной и логистической инфраструктуры, защиты окружающей среды, адекватного реагирования на изменения климата, расширения культурных и туристических обменов.

11 марта 2016 года в МИД России состоялось заседание рабочей группы по международному сотрудничеству Государственной комиссии по вопросам развития Арктики. На заседании были рассмотрены практические аспекты председательства России в Совете Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) в 2015-2017 гг. Особое внимание было уделено ходу реализации заинтересованными федеральными и региональными органами исполнительной власти Российской Федерации программы председательства, приоритеты которой были подчинены задачам содействия устойчивому социально-экономическому развитию субъектов Северо-Запада. Акцент был сделан на необходимости создания современной инфраструктуры, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона при рациональном использовании научно-инновационного и ресурсного потенциала, соблюдении экологических требований и учёте интересов коренных народов. На совещании также была отмечена важность противодействия попыткам политизации международного взаимодействия в Баренцевом/Евроарктическом регионе и сохранения СБЕР в качестве инструмента, генерирующего объединительную повестку дня. Были обсуждены и меры по усилению координации деятельности российских министерств и ведомств в рамках реализации программы председательства, определены первоочередные шаги по продвижению национальных интересов России при развитии международного взаимодействия в Баренцевом/Евроарктическом регионе.

Одним из центральных событий периода российского председательства стала встреча министров СБЕР и приуроченное к ней совещание Руководящего комитета БЕАТА, проходившие 20-21 июня 2016 года в Архангельске. По итогам встреч 21 июня была принята Совместная декларация о развитии транспорта в Баренцевом регионе (англ. Joint Declaration on Transport Development in the Barents Region 2016). В декларации подтверждается поддержка дальнейшей работы Руководящего комитета БЕАТА над проектом Совместного транспортного плана Баренцева региона, развития синергии транспортного и туристического секторов, сотрудничества в сфере интеллектуальных транспортных систем и профессиональной подготовки для нужд транспортной отрасли Арктического региона. В подписанном документе главы делегаций также подчёркивают, что транспорт играет важную роль в экономическом и социальном развитии Баренцева региона. Отмечается, что развитие транспортной инфраструктуры и совместные проекты в сфере транспорта, логистики и коммуникаций должны дать мощный толчок росту объёмов торговли, а также бизнесу и туризму в Баренцевом регионе.

Стоит отметить, что разрабатываемый план предусматривает формирование в Баренцевом регионе 16 трансграничных коридоров железнодорожного, автомобильного и морского видов сообщения. Семь из них проходят по территории России. Рассматривается также вопрос развития сети авиасообщения на севере Европы с задействованием аэропортов Архангельска, Мурманска, Киркинеса, Тромсё.

Значимым достижением стало завершение в сентябре 2017 г. реконструкции дороги «Кола» на участке Мурманск-Никель-Киркенес.

Правительством РФ в 2016 году было принято решение о введении в Мурманске и Архангельске 72-часового безвизового режима для пассажиров круизных лайнеров. Эта мера должна позволить усилить туристическую активность на российском Севере, которая, в свою очередь, преумножит контакты между жителями региона, привлечёт инвестиции и даст возможность создать новые рабочие места.

Важной вехой в развитии отношений стран-членов СБЕР в сфере бизнеса стали две ежегодные Мурманские международные деловые недели, прошедшие в рамках российского председательства в СБЕР в ноябре 2015 и 2016 годов. Они явились удобной площадкой для развития трансграничного делового сотрудничества и выработки совместных подходов к экономической деятельности на европейском Севере.

По итогам встречи министров культуры СБЕР, прошедшей в ноябре 2016 года в Москве, было принято решение об учреждении Баренцевой стипендии в области культуры. Стипендия будет вручаться каждые два года молодым деятелям искусства и творческим коллективам. Первая церемония состоялась на 16-й сессии Совета.

В российской Сортавале в ноябре 2015 года прошла встреча министров охраны окружающей среды стран-членов СБЕР, по итогам которой была принята совместная декларация. Были констатированы успехи в ликвидации экологических «горячих точек» в Баренцевом регионе. Важным результатом стала разработка новой редакции «Плана для Баренцева сотрудничества в связи с изменением климата». Министры высоко оценили природоохранную деятельность в Баренцевом регионе экологического партнёрства «Северного измерения» и «Северной природоохранной финансовой корпорации». Также в сентябре 2017 года в Архангельске прошёл и «Лесной форум Баренцева региона», давший свои рекомендации для дальнейшего взаимодействия.

Особое значение для СБЕР имеет совершенствование трансграничного взаимодействия в деле реагирования на чрезвычайные ситуации, так как Баренцев регион представляет собой обширную малонаселённую территорию с суровыми климатическими условиями, где ближайшие службы спасения часто находятся в другой стране. В связи с этим, в сентябре 2017 года в Карелии прошли очередные международные учения «Баренц-рескью-2017», в которых приняли участие около 750 специалистов из России, Норвегии, Финляндии и Швеции.

Одним из заметных событий российского председательства в СБЕР стало проведение по её инициативе «Первого Саммита коренных народов Баренцева региона», прошедшего в Москве в апреле 2017 года. По общей оценке, его итоги внесли полезный вклад в выстраивание равноправного диалога между коренными народами и органами власти. Россия предложила сделать такие саммиты традицией и перевести работу в этом направлении на системную основу.

По предложению России в Совместную декларацию СБЕР был включён вопрос создания в будущем регионального форума высокого уровня («Баренцев Давос») для обсуждения всей Баренцевой повестки дня с акцентом на устойчивое социально-экономическое и экологическое развитие региона. Предполагается, что на этой постоянной дискуссионной площадке будут собираться представители политических, деловых, научных кругов, а также СМИ.

Как сообщает Министерство иностранных дел Российской Федерации, всего за время последнего российского председательства в СБЕР было реализовано более 80 мероприятий. По оценке министерства, удалось укрепить координацию между всеми участниками региона. Важным шагом стало проведение в апреле 2017 г. в Москве первой встречи с участием всех основных структур СБЕР, включая Международный Баренцев секретариат и руководителей всех 16 рабочих групп.

В своей речи на открытии 16-й сессии СБЕР Сергей Лавров сказал следующее: «Уникальной чертой Баренцева процесса остаётся его «двухэтажная» структура: взаимодействие осуществляется не только между правительствами, но и на уровне административно-территориальных образований в рамках Баренцева регионального совета (БРС). Это позволяет оптимальным образом сочетать приоритеты государств с потребностями отдельных регионов в интересах проживающих там людей».

Так как Швеция заявила, что одним из основных векторов её председательства в 2017-2019 годах будут вопросы молодёжной политики, Россия выдвинула предложение сформировать в Совете молодёжный форум на уровне правительств и территориально-муниципальных образований.

Завершая Архангельскую сессию, российский министр пожелал успехов, всяческих достижений и новых инициатив Швеции и норвежскому Финнмарку, которые возглавили Советы, и указал на «хорошие перспективы сотрудничества на Севере Европы». «Отрадно, что у нас общие цели – укреплять устойчивое развитие северных территорий, повышать качество жизни граждан, разрабатывать природные ресурсы без ущерба для арктической природы. Понятно, что все эти задачи можно решать лишь путём сопряжения усилий всех участников Баренцева процесса», — отметил Лавров.

2018 год станет юбилейным для организации: Совет Баренцева/Евроарктического региона отпразднует своё 25-летие.