Изменения года в избирательном праве

В сентябре 2016 года нас ожидает очередное яркое политическое шоу - единый день голосования, в ходе которого пройдут выборы депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. Уже начинают появляться прогнозы относительно возможных победителей (у многих ли есть сомнения в том, как в итоге распределятся места в Думе?). Делаются попытки потихоньку «прощупать» общественное мнение и, определив сложившиеся электоральные предпочтения населения, решить, в каких регионах и по отношению к каким целевым группам нужно проводить соответствующую работу по повышению сознательности граждан.

Прошлые выборы депутатов состоялись в 2011 году и тогда результаты получились следующими. Почти половина проголосовавших отдала предпочтение партии «Единая Россия», на втором месте оказались коммунисты, далее следуют иные, набравшие меньшее число голосов, партии (рис. 1).


Рис. 1. Результаты выборов в Государственную думу РФ VI созыва 2011 года

Проценты, указанные на диаграмме, отражают долю людей, отдавших свои голоса за те или иные партии, относительно только тех, кто пришел на выборы. А не от всего населения в целом, что важно. Явка избирателей в 2011 году по стране составила 60,2%. Это означает, что в перерасчете на общую массу населения (составляем простую пропорцию и считаем 60,2*49,32/100) доля сторонников Единой России составила 29,69%. В этой группе, естественно, есть люди, отдавшие свой голос депутатам от правящей партии вполне осознанно (но или почти, с учетом льющейся со всех сторон пропаганды), но есть в ней и те, чей голос использовался по различным хорошо известным чиновникам методологиям.

А что показывают опросы сегодня? Согласно недавнему исследованию «Интернет Барометр России», в ходе которого изучалось отношение россиян к политическим силам и установки на участие в осенних выборах в Государственную думу (выборка 2084 человек), на избирательные участки собираются прийти 59% респондентов. Причем из этих 59% одна половина собирается на выборы просто для того, «что бы никто не украл их голос», а другая - действительно хочет поддержать кандидатов и делегировать им право отстаивать свои интересы (рис. 2).


Рис. 2. Планы россиян по участию/неучастию в выборах

Большая часть респондентов отметила, что, если и пойдет на выборы, то постарается выразить свой протест происходящему, испортив бюллетень. Кто-то хочет заветную бумажку просто порвать, а кто-то собирается проголосовать против всех, по наивности своей не зная, что такая строчка Законом уже не предусмотрена. Кандидатам от Единой России готовы отдать свой голос 13,7% респондентов (рис. 3).


Рис. 3. Электоральные предпочтения россиян (в % от общего числа опрошенных)

Ситуация рисуется следующая. Осознанно идут на выборы меньше трети населения. Единая Россия, в случае своей победы на выборах, станет представлять интересы 13,7.% населения, а если быть точнее, то лишь 13,7% населения будут верить в то, что представители правящей партии, уютно расположившись в креслах Думы, отстаивает их интересы.

Если, как мы посчитали выше, на выборах 2011 года единороссам удалось собрать голоса 29,69% россиян, то в текущем году ситуация битва за электорат ожидается довольно напряженная.

При 13%-й готовности (рис. 3) населения поддержать Единую Россию достичь показателей 2011 года будет непросто. Даже с учетом того, что интернет-опрос влечет некоторые искажения выборки, в частности трудности с охватом представителей старшего поколения. В любом случае разрыв между имеемым и желаемым почти двукратный, а это означает, что будут использованы все возможности - включен административный ресурс, активизирована пропаганда в СМИ, вероятно произведена фальсификация и т.д. К слову говоря, даже выбранная дата единого дня голосования (8 сентября) играет во всем этом замечательном действе важную роль. В сентябрьский воскресный день народ больше озабочен процессом сбора урожая на огородах, нежели вопросами формирования депутатского корпуса. А про успешность игры на малых явках подробно написано профессором Сулакшиным С.С. уже давно.

Еще один важный вывод следует из результатов исследования. Рейтинг правящей партии со всеми поправками на перекосы выборки в два раза ниже заявляемого крупнейшими статистическими службами. Например, Фонд «Общественное мнение» наделяет единороссов 47% голосов наших соотечественников, а ВЦИОМ - 48,5%. Разница в уровне поддержки президента еще более значительная - почти в два с половиной раза по сравнению с анонсируемой повсеместно 80-процентной поддержкой первого лица. По данным опроса в интернете за действующего главу государства готовы сейчас проголосовать 34% респондентов, а каждый второй делать этого категорически не собираются.

Итак, выборы впереди, а значит, следует готовиться к массированным пропагандистским атакам, чтобы желания власти (телевизор ей в помощь) к часу икс наконец-то совпали с ее возможностями.

Что? У них там всё по науке, а интернет-опросы нерепрезентативны? Как говорил один известный киногерой, «Выбери красную, и я покажу тебе, как глубока эта кроличья нора».

ПРИМЕЧАНИЯ

Сроки проведения выборов


По закону «О выборах депутатов Госдумы» выборы должны проходить в третье воскресенье сентября (в нынешнем году - 18 сентября). Решение о проведении выборов должно быть принято президентом с 30 мая по 19 июня. Если этого не произойдет, выборы назначит Центризбирком (ЦИК).

Новая избирательная система


Впервые с 2003 года половина из 450 депутатов будет избираться по партспискам, другая половина - по одномандатным округам. Выдвижение списка кандидатов от партий (от 200 до 400 человек), партийных одномандатников, а также самовыдвиженцев происходит в течение 25 дней после дня опубликования решения о назначении выборов депутатов Госдумы.

Не позднее чем через 25 дней после назначения выборов (для одномандатников - 35 дней) сведения о кандидатах, в том числе об источниках доходов, имевшихся судимостях, должны быть переданы в ЦИК.

Какие партии могут участвовать в выборах


В день опубликования указа о назначении выборов Министерство юстиции составит список партий, имеющих право участвовать в выборах. Сейчас, согласно данным Минюста, в России 77 партий. 75 партий прошли все юридические процедуры, достаточные для заявки на участие в выборах, из них 14 партий имеют право не собирать подписи (4 думских партии, а также еще 9 партий, имеющих фракцию хотя бы в одном региональном заксобрании, и «Яблоко», у которого есть льгота, благодаря получению 3% голосов на выборах в 2011 году).

В поддержку любой другой партий должно быть собрано не менее 200 тыс. подписей избирателей, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 7 тыс. подписей избирателей этого региона. Если суммарное количество недостоверных или недействительных подписей, выявленных при выборочной проверке, составит 5% и более, дальнейшая проверка прекращается и список кандидатов уже не регистрируется.

Все документы для регистрации партсписка кандидатов и одномандатников должны быть поданы в ЦИК не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по московскому времени.

Не позднее чем через десять дней после дня приема необходимых документов ЦИК должен принять решение о регистрации партсписка или одномандатника. В течение 48 часов после регистрации списки зарегистрированных кандидатов и сведения о них ЦИК передает представителям СМИ.

Как могут выдвигаться самовыдвиженцы и одномандатники


После назначения выборов у граждан, обладающих пассивным избирательным правом, появляется право на выдвижение в округах самостоятельно, то есть в качестве самовыдвиженцев или политическими партиями. На своих съездах партии должны утверждать как партийные списки, так и списки своих партийных одномандатников.

В поддержку самовыдвиженца нужно собрать подписи 3% избирателей одномандатного округа. В округе, где живет менее 100 тыс. избирателей,- не менее 3 тыс. подписей.

Агитация


Агитация для кандидатов (призывы голосовать за партсписок или кандидата, формирование их позитивного образа, описание последствий победы тех или иных кандидатов) становится доступна сразу после выдвижения. Негативные последствия при победе соперников официально упоминать запрещено. Чиновники «не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения».

Не позднее чем за 20 дней до дня голосования партия публикует предвыборную программу хотя бы в одном государственном издании, интернете и передает в ЦИК. Официальная предвыборная агитация на телевидении и в других СМИ начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается в 0:00 по местному времени дня, предшествующего дню голосования. Часть времени на телевидении предоставляется бесплатно.

Избирательные участки


ЦИК организует федеральные выборы. Считать голоса граждан будут в действующих участковых избирательных комиссиях (УИК). Списки избирательных участков с указанием номеров и границ, места нахождения должны быть опубликованы местными властями не позднее чем за 45 дней до дня голосования. В исключительных случаях избирательные участки могут образовываться за три дня до голосования. В местах временного пребывания (в больницах, на вокзалах) создать избирательный участок можно даже за день до голосования.

Граждане должны быть уведомлены о дне, времени и месте голосования через СМИ или «иным образом» не позднее чем за десять дней до голосования. Избирательные участки для голосования за рубежом образуются руководителями диппредставительств или консульских учреждений РФ не позднее чем за 50 дней до дня голосования. Списки избирателей составляются УИК не позднее чем за 11 дней до дня голосования.


Официально результаты выборов депутатов публикует ЦИК в течение трех недель со дня голосования. Обнародование опросов общественного мнения, равно как публикация прогнозов результатов выборов депутатов Госдумы, запрещено в течение пяти дней, предшествующих дню голосования, а также в день голосования. В сам день голосования до окончания голосования на территории всей РФ запрещено публиковать данные об итогах голосования.

Во время подсчета голосов, если в регионах также проходят выборы в региональные органы власти (выборы губернаторов, законодательных собраний), сотрудники избиркомов должны считать «в первую очередь» голоса по выборам депутатов Госдумы. Верховный суд может отменить решение ЦИКа о результатах выборов Госдумы, к примеру, если партсписок или кандидаты потратили сверх избирательного фонда 10%, использовали должностное положение или подкупали избирателей так, что это «не позволяло выявить действительную волю» избирателей. Заявление об отмене решения о результатах выборов может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов.

Наблюдатели


Срок полномочий иностранного наблюдателя начинается со дня аккредитации международного наблюдателя ЦИКа и заканчивается в день официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной думы. Приглашения могут быть отправлены президентом, палатами Федерального собрания, правительством и ЦИКом после решения о назначении выборов. Предложения о направлении приглашений могут быть поданы уполномоченным по правам человека, правительственными и неправительственными организациями, а также частными лицами, «имеющими признанный авторитет в области защиты прав человека».

ЦИК уже принял рекомендации по работе иностранных наблюдателей в РФ, добавив после 2011 года право не пускать в Россию нежелательных граждан. В комиссии признают, что приглашение для наблюдения может не получить Парламентская ассамблея Совета Европы, отношения с которой у российской делегации ухудшились из-за событий на Украине.

Партия и кандидат, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, не позднее чем за три дня до дня голосования представляют список назначенных наблюдателей в ТИК. При этом они могут назначить в каждый УИК не более двух наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну избирательную комиссию.


Журналиста и иного сотрудника СМИ, участвовавшего в деятельности по информационному обеспечению выборов депутатов Госдумы, по инициативе работодателя не могут уволить с работы во время выборов и в течение одного года после их окончания. Нововведением в текущем году стала обязанность не позднее чем за три дня до голосования аккредитовывать представителей СМИ для посещения избирательных участков. При этом для аккредитации журналисту нужно указать номер СНИЛС, а также подписать заявление о том, что информация о нем может быть опубликована в интернете.

По закону допускать на участки будут только представителей СМИ, которые заключили трудовой или возмездно гражданско-правовой договор с работодателем не менее чем за два месяца до дня официального опубликования решения о назначении выборов.

ТАСС-ДОСЬЕ. Ровно через полгода, 18 сентября 2016 году, состоятся выборы в Государственную думу РФ седьмого созыва. Они пройдут в единый день голосования в соответствии с новыми законодательными нормами. Порядок проведения установлен федеральными законами "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ" от 22 февраля 2014 г., "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" от 12 июня 2002 г., а также другими законодательными актами.

Нижняя палата парламента избирается сроком на пять лет в составе 450 депутатов.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об основных правилах избрания депутатов Госдумы РФ и некоторых нововведениях кампании 2016 г.

Перенос даты выборов

В 2016 г. выборы в Госдуму РФ впервые пройдут не в начале декабря, а в третье воскресенье сентября, и будут совмещены с единым днем голосования - 18 сентября.

С инициативой о переносе даты выборов весной 2015 г. выступили спикер Госдумы Сергей Нарышкин и лидеры трех думских фракций - Владимир Васильев ("Единая Россия"), Владимир Жириновский (ЛДПР) и Сергей Миронов ("Справедливая Россия").

Соответствующие поправки в федеральные законы о выборах депутатов и об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ были приняты в июле и ноябре 2015 г. Правомерность этих изменений, сокративших срок полномочий Думы шестого созыва, была вынесена на рассмотрения Конституционного суда РФ. 29 июня 2015 г. суд признал их не противоречащими Основному закону.

Возврат к смешанной избирательной системе

Основное нововведение на выборах в Госдуму - возвращение смешанной пропорционально-мажоритарной системы. Соответствующие изменения в закон о выборах депутатов были приняты 22 февраля 2014 г. Половина депутатского корпуса - 225 человек - будет избрана по одномандатным избирательным округам (один депутат - один округ), образуемым на территории субъектов РФ.

Другая половина - по федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России, пропорционально числу голосов избирателей, поданных за списки кандидатов от партий. Такой принцип формирования законодательной власти уже применялся на выборах в 1993-2003 гг. С 2007 г. граждане голосовали только за партийные списки.

Схема нарезки одномандатных округов

В связи с изменением избирательной системы 3 ноября 2015 г. главой государства был подписан закон о схеме формирования одномандатных округов. Вся территория России разделена на 225 избирательных округов с учетом границ субъектов Федерации (не менее одного округа в каждом из субъектов).

При разделе использовалась так называемая "лепестковая" модель, когда в состав одного округа входит как городская, так и прилегающая сельская территория. Таким образом, крупные города оказались разделены на несколько избирательных округов (по "лепесткам") и объединены с соседними муниципальными образованиями. Такая нарезка будет действовать в течение 10 последующих лет.

По одному округу образованы в 32 субъектах РФ, по два - в 26, по три - в шести субъектах, по четыре - в десяти, по пять - в трех. Еще каждые два субъекта разделены на шесть, семь и восемь округов. Самое большое число округов оказалось в Московской области (11) и Москве (15).

Рост числа партий и новые правила регистрации

Кандидаты по одномандатным округам выдвигаются политическими партиями или путем самовыдвижения; по федеральному избирательному округу - в составе списков политических партий. Сохранен запрет на избирательные блоки.

После принятия 3 апреля 2012 г. поправок в закон "О политических партиях", упростивших их создание и регистрацию, число партий в России возросло в 11 раз: с семи в 2011 г. до 77 в настоящее время. Из них 75 могут участвовать в выборах (чьи региональные отделения зарегистрированы не менее чем в половине субъектов РФ).

От сбора подписей избирателей в поддержку своих списков освобождены партии, представленные в Госдуме и региональных парламентах, а также впервые - те, кто получил на последних думских выборах 3% и более голосов. Таким образом, льготы получат 14 партий: "Единая Россия", КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия", "Яблоко", "Патриоты России", "Правое дело", ПАРНАС, "Гражданская платформа", "Коммунисты России", Российская партия пенсионеров за справедливость, "Родина", "Гражданская сила" и Российская экологическая партия "Зеленые". Всем остальным необходимо собрать не менее 200 тыс. подписей в свою поддержку (на выборах 2011 г. - не менее 150 тыс.), из них в каждом субъекте РФ - не более 7 тыс.

Партия, зарегистрировавшая свой федеральный список, может выдвигать претендентов в одномандатных округах без сбора подписей. Другие, а также самовыдвиженцы, должны заручиться поддержкой не менее 3% избирателей соответствующего округа, а если число избирателей там не превышает 100 тыс., - не менее 3 тыс. подписей.

По сравнению с предыдущими выборами численный состав федеральных партийных списков сокращен и должен включать в себя от 200 до 400 кандидатов (ранее - до 600). При этом не более половины в нем могут составлять беспартийные. Список делится на общефедеральную часть в количестве до 10 человек (эта часть может отсутствовать) и на региональные группы, минимальное число которых - 35 (ранее - 70). Один и тот же кандидат может быть выдвинут партией и в составе списка, и по одномандатному избирательному округу.

Понижение проходного барьера

В 2016 г. проходной барьер для партий снижен с 7% до 5% голосов избирателей, принявших участие в выборах. Кандидатам в одномандатных округах достаточно набрать простое большинство голосов. Исключена предусмотренная на выборах 2011 г. норма о том, что партии, набравшие от 5% до 7% голосов, также могут получить одно или два места в парламенте.

Новые ограничения для кандидатов

На выборах в Госдуму 2016 г. впервые будет применяться так называемый "криминальный фильтр" для кандидатов в депутаты. Претендент должен будет указать сведения не только о наличии неснятой или непогашенной судимости, но о всех, имевшихся у него ранее.

Запрещено баллотироваться бывшим осужденным за тяжкие или особо тяжкие преступления: первым - в течение 10 лет со дня отбытия срока наказания, вторым - в течение 15 лет.

Кроме того, кандидаты теперь обязаны сообщать в ЦИК сведения о своих счетах, вкладах и пр. за границей, и в случае регистрации - закрыть их или перевести в банки, расположенные на территории РФ.

Сокращение наблюдателей от партий

По сравнению с кампанией 2011 г. количество наблюдателей на выборах будет сокращено. Согласно принятым 15 февраля 2015 г. поправкам в избирательное законодательство, на участке разрешено присутствовать одному-двум наблюдателям от партии или кандидата. При этом они наделяются правом производить в помещении для голосования фото- и видеосъемку, а удалить наблюдателей с участка возможно только по решению суда.

Ранее вести съемку разрешалось лишь представителям СМИ, а правом удаления обладала участковая комиссия. По сведениям ЦИК, за ходом голосования в 2011 г. следили 269 тыс. наблюдателей от российских партий. Из них 93 тыс. - от "Единой России", 70 тыс. - от КПРФ, 50 тыс. - от "Справедливой России", 33,5 тыс. - от ЛДПР, 7 тыс. - от "Яблока", по 6 тыс. - от "Правого дела" и "Патриотов России".

Изменения сроков подачи жалоб

Оспорить итоги голосования в суде можно будет в течение 10 дней после принятия избиркомом решения об итогах, а опротестовать результаты выборов - в срок до трех месяцев. Ранее для подачи таких заявлений в суд отводился год.

При этом граждане могут обжаловать решения избирательной комиссии только на том участке, где голосовали.