Лирика Тютчева и Фета (Сравнительный анализ). Сочинение на тему «сходства и различия с лирике тютчева и фета Обзор лирики тютчева и фета сообщение

ПРИРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ А. ФЕТА И Ф.ТЮТЧЕВА. Творчество Тютчева и Фета, этих двух замечательных русских поэтов второй половины XIX века, взаимосвязано. Нельзя не вспомнить, что Тютчев и Фет глубоко уважали и ценили друг друга. Тютчев высоко отзывался о поэтическом даре своего младше­го

современника:

Великой Матерью любимый,

Стократ завидней твой удел:

Не раз под оболочкой зримой

Ты самое ее узрел.

В свою очередь, Фет глубоко почитал Тютчева, видел в нем для себя образец творческого духа. В одном из посланий Тютчеву Фет обращается к нему: «Мой обожаемый поэт». В стихотворении «На книжке стихотворений Тютчева» автор пишет:

Здесь духа мощного господство,

Здесь утонченный жизни цвет.

Такая взаимная симпатия поэтов имеет под собой много при­чин. Фет и Тютчев исповедовали доктрину «чистого искусства», с которой спорили в тот период демократически настроенные поэты некрасовской школы. В творчестве обоих поэтов большое место за­нимает природа. Обоих поэтов отличает внутренняя близость к при­роде, гармония с ней, тонкое понимание природной жизни.

Традиционным для русской литературы является отождествле­ние картин природы с определенным настроением и состоянием че­ловеческой души. Этот прием образного параллелизма широко ис­пользовали Жуковский, Пушкин и Лермонтов. Эту же традицию продолжают в своих стихах Фет и Тютчев. Так, Тютчев в стихотво­рении «Осенний вечер» сравнивает увядающую природу с измучен­ной человеческой душой. Поэту удалось с изумительной точностью передать болезненную красоту осени, вызывающую одновременно и восхищение, и грусть. Особенно характерны для Тютчева смелые, но всегда верные эпитеты: «зловещий блеск и пестрота дерев», «грустно сиротеющая земля». И в человеческих чувствах поэт нахо­дит соответствие настроению, царящему в природе:

Ущерб, изнеможены - и на всем

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья.

Это стихотворение явно перекликается с пушкинской «Осе­нью», где «унылая пора» сравнивается с «чахоточной девой», крот­кой и прекрасной в своей болезни.

Прием образного параллелизма мы встречаем и у Фета. Причем чаще всего этот прием Фет использует как бы в скрытой форме, опираясь прежде всего на ассоциативные связи, а не на открытое сопоставление природы и человеческой души. В качестве примера можно привести стихотворение «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер!..». Прежде всего это, конечно, шедевр «импрессионист­ской» лирики Фета. Ельник в стихотворении шатается, напоминая поэту «пьяных гигантов столпившийся хор». Конечно, на самом деле ели стоят неподвижно, но поэту удается точно передать то, ка­кими они кажутся в неверных отблесках костра. В стихотворении использована «кольцевая» композиция: оно начинается и заканчи­вается изображением горящего костра. Многие детали стихотворе­ния символичны, и это позволяет увидеть в описании костра, угаса­ющего днем и разгорающегося ночью, некий скрытый смысл. В самом деле, что это за костер, в свете которого оживают даже дере­вья, тепло которого проникает «до костей и до сердца», отгоняя все житейские тревоги? Не символ ли это огня творчества, который даже под гнетом будничной жизни «будет теплиться скупо, лениво» в душе поэта?

Весьма интересно используется прием образного параллелизма в другом стихотворении Фета «Шепот, робкое дыханье…». Здесь поэт изображает любовное свидание, которое как бы переплетается с картинами ночного сада, соловьиными трелями и разгорающейся зарей. Природа в стихотворении предстает участницей жизни влюб­ленных, она помогает понять их чувства и придает им особую поэ­тичность и таинственность.

Наряду с образным параллелизмом в изображении природы Фета и Тютчева роднят и общие мотивы природных стихий. Это прежде всего описание звезд, моря и огня. В образе звездного неба для Тютчева и Фета наиболее ярко проявляется таинственное могу­щество природы, ее величие и сила. Поэтому у Тютчева мы читаем такие строки:

Небесный свод, горящий славой звездной,

Таинственно глядит из глубины…

И хор светил, живой и дружный,

Кругом раскинувшись, дрожал.

Это не единственный пример подобной переклички мотивов. Понимание природы как могучей силы, как содружества стихий мы находим и у Тютчева, и у Фета. Среди повторяющихся мотивов можно выделить разговор о море, воде. Всем известны тютчевские строки:

Как хорошо ты, о море ночное!

То лучезарно, то сизо-темно…

У Фета одна из книг его стихотворений также посвящена морю. Однако для Фета вода оставалась «стихией чуждою», тогда как у Тютчева вода является одним из любимейших мотивов. Именно в этой стихии поэт видел начало и конец мира, «темный корень ми­рового бытия». Этот мотив пронизывает почти все стихотворения Тютчева.

И наконец, наряду с общими приемами и мотивами поэтов объединяет сходное отношение к природе вообще. Для Тютчева и Фета природа - носительница высшей мудрости, гармонии и красоты. Именно к ней должен обращаться человек в трудную минуту, у нее искать вдохновения и поддержки. «Великой Матерью» называет природу Тютчев. Это же сравнение возникает и в другом его стихо­творении, где поэт восклицает:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездумный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

В свою очередь, Фет в своем стихотворении «Учись у них - у дуба, у березы…» предлагает искать примеры для подражания в самой природе, в ее способности бесконечно возрождаться к новой жизни.

Однако в изображении природы у Тютчева и Фета есть и глубо­кое различие. Обусловлено оно прежде всего различием поэтическо­го темперамента этих авторов.

Тютчев - поэт-философ. Именно с его именем связано течение философского романтизма, пришедшее в Россию из германской ли­тературы. И в своих стихах Тютчев стремится понять природу, включив ее в систему своих философских взглядов, превратив в часть своего внутреннего мира. Может быть, этим стремлением вместить природу в рамки человеческого сознания продиктована страсть Тютчева к олицетворениям. Вспомним хотя бы известное стихотворение «Весенние воды», где ручьи «бегут и блещут, и гла­сят». Порой это стремление к «очеловечиванию» природы приводит поэта к языческим, мифологическим образам. Так, в стихотворении «Полдень» описание дремлющей природы, истомленной зноем, за­вершается упоминанием бога Пана. А в стихотворении «Весенняя гроза» блистательную, радостную картину пробуждения сил приро­ды венчают такие строки:

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Однако стремление понять, осмыслить природу приводит лишь к тому, что поэт чувствует себя оторванным от нее. Поэтому во мно­гих стихотворениях Тютчева, особенно позднего периода, так ярко звучит стремление раствориться в природе, «слиться с беспредель­ным». В стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное…» мы чи­таем:

В этом волнении, в этом слиянье,

Весь, как во сне, я потерян стою -

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою…

В более раннем стихотворении «Тени сизые» это желание вы­ступает еще более рельефно.

Так, попытка разгадать тайну природы приводит любопытного к гибели. Об этом с горечью пишет поэт в одном из своих четверо­стиший:

Природа - Сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

К концу жизни Тютчев осознает, что человек является «лишь грезою природы». Природа видится ему «всепоглощающей и миро­творной бездной», которая внушает поэту не только страх, но едва ли не ненависть. Над ней не властен его разум, «духа мощного гос­подство».

Так на протяжении жизни меняется образ природы в сознании и творчестве Тютчева. Отношения поэта и природы все больше на­поминают «поединок роковой». Но ведь именно так сам Тютчев оп­ределил подлинную любовь.

Совершенно иные отношения с природой у Фета. Он не стремит­ся «подняться» над природой, анализировать ее с позиций разума. Фет ощущает себя органичной частью природы. В его стихах пере­дается чувственное, эмоциональное восприятие мира. Чернышев­ский писал о стихах Фета, что их могла бы написать лошадь, если бы выучилась писать стихи. В самом деле, именно непосредствен­ность впечатлений отличает творчество Фета. Он часто сравнивает себя в стихах с «первым жителем рая», «первым иудеем на рубеже земли обетованной». Это самоощущение «первооткрывателя приро­ды», кстати, часто свойственно героям Толстого, с которым Фет был дружен. Вспомним хотя бы князя Андрея, воспринимающего березу как «дерево с белым стволом и зелеными листьями». У Фета же в стихотворении «Весенний дождь» мы читаем:

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Это «что-то», конечно, дождь, но для Фета органичнее назвать его именно таким неопределенным местоимением. Тютчев, пожа­луй, такого себе позволить бы не мог. Для Фета природа в самом деле является естественной средой жизни и творчества. Творческий порыв приходит к нему вместе с пробуждением природы. В стихо­творении «Я пришел к тебе с приветом» особенно ясно чувствуется единство тех сил, что побуждают петь птиц и творить поэта:

…Отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь - но только песня зреет.

Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!» - сказал об этом стихотворении критик Василий Боткин. Пожалуй, это высказывание можно при­менить и ко всей поэзии Фета.

Итак, мы рассмотрели изображение природы в творчестве таких двух крупнейших русских поэтов, как Тютчев и Фет. Будучи близ­ки к идеологии «чистого искусства», оба поэта сделали природу одной из центральных тем в своем творчестве. Для Тютчева и Фета природа является могущественной силой, носительницей некой высшей мудрости. В их стихах повторяются общие мотивы природ­ных стихий: звезд, неба, моря, огня, зари и так далее. Часто с по­мощью картин природы эти поэты передают состояние человечес­кой души. Однако для Тютчева более характерно отношение к при­роде с позиций разума, а для Фета - с позиций чувства. Но бес­спорно то, что оба поэта являются величайшими мастерами пей­зажной лирики, и их творчество стало определяющим для многих литературных течений русского серебряного века. Едва ли без Фета было бы возможно явление в русской литературе Блока и Ман­дельштама. Тютчев же стал своего рода «учителем» русских симво­листов. Так своеобразно преломилась за столетие традиция пейзаж­ной лирики, идущая от Жуковского и Пушкина.

Сравнительная характеристика Тютчева и Фета и получил лучший ответ

Ответ от Александр Ерёмин[гуру]
Лирический герой у Тютчева и Фета отличается своим отношением к природе, открывающейся ему. Хотя в обоих стихотворениях лирический герой радуется приходу весны, у Тютчева пейзаж, скорее, всего лишь повод поразмыслить о человеке, о его душевном состоянии. У Фета же главное – это красота нарождающейся весны во всех даже самых обыкновенных предметах, и человек отнюдь не главная часть этого мира. 5.Сравните стихотворения на уровне использования лексики и синтаксиса. В чем видите разницу? На лексическом уровне стихотворения отличаются. Тютчев использует слова высокого стиля: «Стебль», «Лазурь», «редеющий сон», «золотит мечты», Фет наряду со словами высокого стиля («низойти», «весть») легко вводит самую простую лексику: «телега», «сизый румянец». Для Тютчева важна обобщающая величественная картина, для Фета – простая и конкретная.

Ответ от Исламия Гильманова [гуру]
и Тютчев, и Фет перенесли множество тяжелейших испытаний и страшнейших потерь. Им обоим довелось пережить смерть любимой женщины, однако, по моему мнению, любовная история Федора Ивановича все же более счастлива. Ему посчастливилось испытать сильнейшие чувства к нескольким девушкам. Практически на протяжении всей жизни с ним рядом находилась одна из его возлюбленных. Возможно именно поэтому, несмотря на скептические ноты в поэзии Тютчева, подчас утверждающего, что вся деятельность человека - "подвиг бесполезный", большинство его произведений наполнены молодостью и неистребимым жизнелюбием. Фету же, потерявшему свою любовь еще в молодости, остаются только воспоминания и горечь вины и обиды. Однако каждый из поэтов в своем стихотворении смог раскрыть свои мысли, передать свое настроение читателю, "обнажить" перед ним душу.


Ответ от Игоревич [новичек]
они писали по разному


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Сравнительная характеристика Тютчева и Фета

Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев были одними из выдающихся поэтов второй половины 19 века. Творчество их заметно отличается от остальных деятелей пера того времени.

Произведения обоих этих поэтов легки для восприятия. И Фет, и Тютчев воспевали природу, как никто другой не умел именно так это сделать. А мир природы был не отделим, в их восприятии, от душевного мира человека. Во многих стихотворениях затронуты вопросы филосфско-психологического характера. И, оба поэта так глубоко могли заглянуть в душу, или же всего в нескольких четверостишиях показать так много.

Посвящая, большей частью, свои произведения природному и духовному мирам, поэты не могли оставаться вовсе в стороне от того, что происходило вокруг. Однако же, они своеобразно высказывали свои мысли, не усугубляя произведения политическими взглядами. Так, Тютчев в стихотворении «Наш век» верно подмечает то, что не плоть ныне подвержена растленью, а дух человека. Говорит поэт в этих строках о том, что люди, обретши свет, продолжают роптать и бунтовать, создавая погибель для себя. А в стихотворении «Два единства» призывает он русский народ сплотиться, дабы избежать участи Запада, где льется кровь.

Основными же мотивами лирики этих писателей остаются природа и любовь, неразрывно связанные и меж собой, и с внутренним миром человека. Переходы в их произведениях от изящного и захватывающего, не смотря на свою простоту, описания природной картины к чувствам и переживаниям происходит плавно, органично. Сливаясь в одно, оба эти мира оставляют неизгладимое впечатление. Оба поэта воспринимают любовь, как величайший дар, несущий и радость, и страдания.

Как живо предстают перед читателем в их строках такие обычные явления как смена времен года, или наступление утра. Видеть все это в таких красках – истинный дар поэта. Это нужно не только увидеть, но и суметь передать словами. Словами бессмертными, которые и по прошествии многих лет будут звучать и рисовать вновь и вновь перед взором читающих их эти картины: как каждой веткой пробуждается лес, как бегут вешние ручьи, будя сонные берега, как спит зимой лес, погруженный в сказочные грезы, навеянные чародейкой-зимой.

Философские вопросы, порой, затрагиваются в произведениях, раскрываясь через поведение природы. Так, Тютчев в стихотворении «Весна» , задавая вопрос, что же устоит перед этим проявлением, плавно переходит к рассуждению о том, что все идет своим чередом. В строках он выражает это тем, что весна наступает не смотря ни на что, не зная ни горя, ни зла. Она подвластна лишь своим законам. Она блаженна и равнодушна. Так представляет он общий ход времени.

В стихах Тютчева и Фета предстает мир, полный чувств и мечтаний, и определенных переживаний. Он прекрасен и полон, одновременно, радости, и грусти, и простого понятного чувства, и необъятного. Природа – спутник и собеседник для поэтов, и среда обитания человека. Но, не смотря на то, что она сопутствует всем чувствам и переживаниям, втиснуть ее в рамки людского понимания невозможно. Она повинуется лишь своим принципам.

6 класс, 10 класс

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Родион Раскольников и Соня Мармеладова в романе Преступление и наказание Достоевского

    Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»- это некое противопоставление. Но, как известно, противопоставление и противоречие может проявляться в разных ситуациях.

  • Образ и характеристика Угрюм-Бурчеева в Истории одного города сочинение

    Этот градоначальник города Глупова – один из самых несимпатичных в ряду правителей вымышленного населенного пункта. Рисуя их образы Салтыков-Щедрин высказывал свое отношение к российской элите и истории страны.

  • Сочинение про Зимние каникулы

    На зимних каникулах родители решили отправить меня в гости к бабушке. Моя бабушка живет в маленькой деревушке, и я всячески сопротивлялся ехать к ней в гости на целых две недели. Ну что мне там делать?

  • Сочинение рассуждение Драгоценные книги 15.3 ОГЭ

    Есть такие книги - драгоценные. Думаю, что тут может быть несколько значений этого определения. Книги могут быть, действительно, драгоценным, то есть сделанными из золота-серебра

  • Сочинение по сказке Островского Снегурочка

    Я думаю, что это произведение Островского, прежде всего, о любви. Тут много взаимоотношений, ревности, мечтаний… Но это всё о любви, которой учится Снегурочка.

Тютчев и Фет, обусловившие развитие русской поэзии второй половины XIX века, вошли в литературу как поэты «чистого искусства», выражающие в своем творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы. Продолжая традиции русских писателей-романтиков первой половины XIX века (Жуковского и раннего Пушкина) и немецкой романтической культуры, их лирика была посвящена философско-психологическим проблемам.

Отличительной особенностью лирики этих двух поэтов явилось то, что она характеризовалась глубиной анализа душевных переживаний человека. Так, сложный внутренний мир лирических героев Тютчева и Фета во многом схож.

Лирический герой - это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной деятельности, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений. Лирический герой отражает те или иные характерные черты людей своего времени, своего класса, оказывая огромное влияние на формирование духовного мира читателя.

Как в поэзии Фета, так и Тютчева, природа соединяет два плана: .внешне пейзажный и внутренне психологический. Эти параллели оказываются взаимосвязанными: описание органического мира плавно переходит в описание внутреннего мира лирического героя.

Традиционным для русской литературы является отождествление картин природы с определенными настроениями человеческой души. Этот прием образного параллелизма широко использовали Жуковский, Пушкин, Лермонтов. Эту же традицию продолжили Фет и Тютчев.

Так, Тютчев применяет прием олицетворения природы, который необходим поэту, чтобы показать неразрывную связь органического мира с жизнью человека. Часто его стихи о природе содержат раздумья о судьбе человека. Пейзажная лирика Тютчева приобретает философское содержание.

Для Тютчева природа - загадочный собеседник и постоянный спутник в жизни, понимающий его лучше всех. В стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?» (начало 30-х годов) лирический герой обращается к миру природы, беседует с ним, вступает в диалог, который внешне имеет форму монолога:

Понятным сердцу языком
Твердишь о непонятной муке -
И роешь и взрываешь в нем
Порой неистовые звуки!..

У Тютчева нет «мертвой природы» - она всегда полна движения, на первый взгляд незаметного, но на самом деле непрерывного, вечного. Органический мир Тютчева всегда многолик и разнообразен. Он представлен в 364
постоянной динамике, в переходных состояниях: от зимы к весне, от лета к осени, от дня к ночи:

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул -
Жизнь, движенья разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
(«Тени сизые смесились», 1835)

Это время суток переживается поэтом как «час тоски невыразимой». Проявляется желание лирического героя слиться с миром вечности: «Все во мне и я во всем». Жизнь природы наполняет внутренний мир человека: обращение к истокам органического мира должно переродить все существо лирического героя, а все тленное и преходящее - уйти на второй план.

Прием образного параллелизма встречается и у Фета. Причем чаще всего он используется в скрытой форме, опираясь, прежде всего, на ассоциативные связи, а не на открытое сопоставление природы и человеческой души.

Весьма интересно используется этот прием в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» (1850), которое построено на одних существительных и прилагательных, без единого глагола. Запятые и восклицательные знаки тоже передают великолепие и напряжение момента с реалистической конкретностью. Это стихотворение создает точечный образ, который при близком рассмотрении дает хаос, «ряд волшебных изменений», а в отдалении - точную картину. Фет, как импрессионист, основывает свою поэзию, и, в частности, описание любовных переживаний и воспоминаний, на непосредственной фиксации своих субъективных наблюдений и впечатлений. Сгущение, но не смешение красочных мазков придает описанию любовных переживаний остроту и создает предельную четкость образа любимой. Природа в стихотворении предстает участницей жизни влюбленных, помогает понять их чувства, придавая им особую поэтичность, таинственность и теплоту.

Однако свидание и природа описаны не просто как два параллельных мира - мира человеческих чувств и природной жизни. Новаторством в стихотворении явилось то, что и природа, и свидание показаны рядом отрывочных свиданий, связать которые в единую картину должен сам читатель.

В финале стихотворения портрет возлюбленной и пейзаж сливаются воедино: мир природы и мир человеческих чувств оказываются неразрывно связанными.

Однако в изображении природы у Тютчева и Фета есть и глубокое различие, которое было обусловлено прежде всего различием поэтических темпераментов этих авторов.

Тютчев - поэт-философ. Именно с его именем связано течение философского романтизма, пришедшее в Россию из германской литературы. И в своих стихах Тютчев стремится понять природу, включив ее е систему философских взглядов, превратив в часть своего внутреннего мира. Этим стремлением вместить природу в рамки человеческого сознания была продиктована страсть Тютчева к олицетворению. Так, в стихотворении «Весенние воды» ручьи «бегут и блещут и гласят».

Однако стремление понять, осмыслить природу приводит лирического героя к тому, что он чувствует себя оторванным от нее; поэтому во многих стихотворениях Тютчева так ярко звучит стремление раствориться в природе, «слиться с запредельным» («О чем вы воешь, ветр ночной?»).

В более позднем стихотворении «Тени сизые смесились…» это желание проступает еще более явно:

Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, темный, благовонный,
Все залей и утеши.

Так, попытка разгадать тайну природы приводит лирического героя к гибели. Об этом поэт пишет в одном из своих четверостиший:

Природа - сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.

В поздней лирике Тютчев осознает, что человек является созданием природы, ее вымыслом. Природа видится ему как хаос, внушающий поэту страх. Над ней не властен разум, и поэтому во многих стихотворениях Тютчева появляется антитеза вечности мироздания и мимолетности человеческого бытия.

Совершенно иные отношения с природой у лирического героя Фета. Он не стремится «подняться» над природой, анализировать ее с позиции разума. Лирический герой ощущает себя органичной частью природы. В стихотворениях Фета передается чувственное восприятие мира. Именно непосредственность впечатлений отличает творчество Фета.

Для Фета природа является естественной средой. В стихотворении «Сияла ночь, луной был полон сад…» (1877) единство человеческих и природных сил чувствуется наиболее ясно:

Сияла ночь. Луной был полон сад, лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Тема природы у этих двух поэтов связана с темой любви, благодаря которой также раскрывается характер лирического героя. Одной из главных особенностей тютчевской и фетовской лирики было то, что в основе ее лежал мир духовных переживаний любящего человека. Любовь в понимании этих поэтов - глубокое стихийное чувство, наполняющее все существо человека.

Для лирического героя Тютчева характерно восприятие любви как страсти. В стихотворении «Я очи знал, - о, эти очи!» это реализуется в словесных повторах («страстной ночи», «страсти глубина»). Для Тютчева минуты любви - «чудные мгновенья», которые превносят в жизнь смысл («В непостижимом моем взоре, жизнь обнажающем до дна…»).

У этого поэта жизнь сравнивается с «временем золотым», когда «жизнь заговорила вновь» («К. В.», 1870). Для лирического героя Тютчева любовь - дар, посланный свыше, и некоторая магическая сила. Это можно понять из описания образа возлюбленной.

В стихотворении «Я очи знал, - о, эти очи!» важны эмоции не лирического героя, а внутренний мир возлюбленной. Ее портрет является отражением духовных переживаний.

Дышал он (взор) грустный, углубленный,
В тени ресниц ее густой,
Как наслажденье, утомленный
И, как страданье, роковой.

Внешний облик лирической героини показан не как реально достоверный, а таким, каким его воспринимал сам герой. Конкретной деталью портрета являются лишь ресницы, для описания же взора возлюбленной используются прилагательные, передающие чувства лирического героя. Таким образом, портрет возлюбленной является психологическим.

Для лирики Фета было характерно наличие параллелей между явлениями природы и любовными переживаниями («Шепот, робкое дыханье…»).
В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» пейзаж плавно переходит в описание образа возлюбленной: «Ты пела до зари, в слезах изнемогая, что ты одна - любовь, что нет любви иной».

Так, любовь наполняет жизнь лирического героя смыслом: «ты одна -вся жизнь», «ты одна- любовь». Все треволнения, по сравнению с этим чувством, уж не столь значимы:

…нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Для любовной лирики Тютчева характерно описание событий в прошедшем времени («Я очи знал, - о, эти очи!», «Я встретил вас- и все былое…»). Это означает, что поэт осознает чувство любви как давно ушедшее, поэтому восприятие его трагично.

В стихотворении «К. Б.» трагизм любви выражается в следующем. Время влюбленности сравнивается с осенью:

Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас…

В данном контексте это время года является символом гибельности и обреченности высокого чувства.

То же ощущение наполняет стихотворение «О, как убийственно мы любим!» (1851), вошедшее в «Денисьевский цикл». Лирический герой размышляет о том, к чему же может привести «поединок роковой двух сердец»:

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..

Трагизм наполняет и стихотворение «Последняя любовь» (1854). Лирический герой и здесь осознает, что любовь, возможно, будет гибельной: «Сияй, сияй, прощальный свет любви последней, зари вечерней!». И тем не менее ощущение обреченности не мешает лирическому герою любить: «Пускай скудеет в жилах кровь, но в сердце не скудеет нежность…» В последних строках Тютчев лаконично характеризует само чувство: «Ты и блаженство, и безнадежность».

Однако любовная лирика Фета тоже наполнена не только чувством надежды и упования. Она глубоко трагична. Чувство любви очень противоречиво; это не только радость, но и муки, страдания.

Стихотворение «На заре ты ее не буди» все наполнено двояким смыслом. На первый взгляд, показана безмятежная картина утреннего сна лирической героини, но уже второе четверостишие сообщает напряжение и разрушает эту безмятежность: «И подушка ее горяча, и горяч утомительный сон». Появление эпитетов, таких, как «утомительный сон», указывает не на безмятежность, а на болезненное состояние, близкое к бреду. Далее объяснятся причина этого состояния, стихотворение доводится до кульминации: «Все бледней становилась она, сердце билось больней и больней». Напряжение нарастает, а последние строки совершенно меняют всю картину: «Не буди ж ты ее, не буди, на заре она сладко так спит». Финал стихотворения представляет контраст с серединой и возвращает читателя к гармонии первых строк.

Таким образом, восприятие лирическим героем любви сходно для обоих поэтов: несмотря на трагизм этого чувства, оно вносит в жизнь смысл. Лирическому герою Тютчева присуще трагическое одиночество. В стихотворении философского характера «Два голоса» (1850) лирический герой принимает жизнь как борьбу, противостояние. И «хоть бой и неравен, борьба безнадежна», важен сам поединок. Это стремление к жизни пронизывает все стихотворение: «Мужайтесь, боритесь, о храбрые други, как бой ни жесток, ни упорна борьба!». Тем же настроением проникнуто стихотворение «Цицерон» (1830).

В стихотворении «ЗПегШит» (1830), затрагивающем тему поэта и поэзии, лирический герой понимает, что не всегда будет принят обществом: «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?». Важным здесь оказывается мир душевных переживаний героя: «Лишь жить в себе самом умей - есть целый мир в душе твоей».

У лирического героя Фета мировосприятие не столь трагично. В стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую» (1887) лирический герой ощущает себя частью Вселенной: «Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, чужое вмиг почувствовать своим». Противоречие с окружающим миром здесь только внешнее (оксюморон «неведомым, родным»). «Цветущие берега» и «жизнь иная» - описание того таинственного идеального мира, из которого приходит к поэту вдохновение. Рационально этот мир непознаваем, потому что он «неведом»; но, встречаясь с проявлениями его в повседневности, поэт интуитивно ощущает родство с «неведомым». Утонченная восприимчивость поэта по отношению к явлениям внешнего мира не может не распространиться и на чужое творчество. Способность к творческому сопереживанию - важнейшая черта истинного поэта.

В стихотворении «Кот поет, глаза прищуря» (1842) Фет не изображает предметы и душевные переживания в их причинно-следственной связи. Для поэта задача построения лирического сюжета, понимаемого как последовательность душевных состояний лирического «я», сменяется задачей воссоздания атмосферы. Единство мировосприятия мыслится не как полнота знаний о мире, а как совокупность переживаний лирического героя:

Кот поет, глаза прищуря,
Мальчик дремлет на ковре,
На дворе играет буря,
Ветер свищет на дворе.

Так, лирический герой Фета и лирический герой Тютчева воспринимают реальность по-разному. У лирического героя Фета мироощущение более оптимистично, и мысль об одиночестве не выдвинута на первый план.

Итак, лирические герои Фета и Тютчева имеют как сходные, так и различные черты, но в основе психологии каждого лежит тонкое понимание мира природы, любви, а также осознание своей судьбы в мире.

2 вариант

Девятнадцатый век подарил человечеству бесценные духовные сокровища. Среди замечательных писателей и поэтов этого поистине золотого века достойное место принадлежит А. А. Фету и Ф. И. Тютчеву.
Ф. И. Тютчев - лирик, его стихотворения полны философии и психологии. Певец природы, мастер стихотворного пейзажа, выражающего чувства человека. Мир лирики Тютчева наполнен таинственностью и загадками. Излюбленный прием поэта - антитеза: «дольный мир» противостоит «высям ледяным», тусклая земля - блистающему грозой небу, свет - тени. Тютчев не ограничивал себя в описании природы. В его стихотворениях мы видим и утро в горах, и ночное море, и летний вечер. Тютчев старается запечатлеть таинственные картины природы при переходе из одного состояния в другое. К примеру, в стихотворении «Тени сизые смесились… » мы можем увидеть, как наступает ночь, поэт постепенно описывает нам сначала то, как сгущаются сумерки, а после - наступление ночи. Изобилие глаголов и бессоюзных конструкций помогают Ф. И. Тютчеву сделать стихотворения динамичными. Поэт относится к природе, как к живому существу, поэтому в своих стихотворениях одухотворяет ее:

«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода
В ней есть любовь, в ней есть язык… .».

Лирика А. А. Фета занимает особое место среди шедевров русской литературы. И это не удивительно - Афанасий Афанасьевич Фет был новатором своего времени в области стиха, обладал особым, неповторимым даром тончайшего лирика. Его поэтическая манера письма, «фетовский почерк»; придали его поэзии неповторимое очарование и прелесть. Фет был новатором во многих отношениях. Он раскрепощал слово, не заковывал его в рамки традиционных норм, а творил, стремясь выразить свою душу и чувства, наполняющие ее. Удивляет то, как изображена природа у Фета. Она настолько очеловечена, что мы часто встречаем «травы в рыдании», «овдовевшую лазурь», «лес проснулся, весь проснулся, веткой каждой».

Этих великий поэтов Золотого века объединяет, прежде всего, патриотизм и огромная…

любовь к России. Их поэзия - это выражение богатой внутренней жизни авторов, результат неутомимой работы мысли, вся палитра чувств, волновавших их. Тютчева и Фета объединяют вечные темы: природа, любовь, красота. Наиболее ярко в творчестве Тютчева изображена природа. С самого детства живут в памяти сказочные строки:

«Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит…
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой… «

Фет - один из замечательнейших поэтов-пейзажистов. В его стихах весна сходит на землю «невестою-царицей». Фет описывает природу детально, ни один штрих не ускользает от его пристального взгляда:

«Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья…»

Лучшими в лирике Тютчева, на мой взгляд, являются стихи о любви. В ранних произведениях любовь - радость, восторг, «весна в груди». В более поздних все чаще звучат трагические ноты. Все, о чем писал поэт, было пережито и перечувствовано ки самим. Наиболее трогательным является «Денисьевский цикл», посвященный Е. А. Денисьевой, самой большой любви поэта. Любимая для Тютчева - «неразгаданная тайна», «живая прелесть дышит в ней».
Основополагающей для всего творчества Фета является тема любви. Этому способствовали драматические обстоятельства, имевшие место в дни его ранней молодости. Находясь на службе в Херсонской области, Фет познакомился с Марией Лазич - девушкой из небогатой семьи. Они полюбили друг друга, но будущий поэт, не имевший никаких средств к жизни, не смог на ней жениться. Девушка вскоре трагически погибла. Всю жизнь, до конца дней Фет не мог ее забыть. Очевидно, жизненная драма внутри, как подземный ключ, питала его лирику.
В творчестве замечательных русских поэтов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета на первом месте стояли не социальные конфликты, не политические потрясения, а жизнь человеческой души - любовь и горечь утраты, путь от юношеской восторженности к стариковской мудрости и великодушию, размышления о жизни и смерти, о смысле творчества, о беспредельности Вселенной, о величии природы.

После феномена Пушкина, в начале 19 века, многие литературные критики сомневались в том, что на небосклоне русской поэзии сможет появиться достойный имени классика поэт.

Творчество А. Фета и Ф. Тютчева

Но к счастью, уже во второй половине 19 века взошли звезды таких талантливых лириков как А. Фет и Ф. Тютчев, которые стали не только достойными приемниками Пушкина, но и внесли в поэтику собственные творческие манеры, что сделало их произведения по-настоящему уникальными и оригинальными.

Несмотря на то, что творчество обоих поэтов развивалось в русле воскресшего романтизма, их произведения кардинально отличались друг от друга.

Поэты весьма активно применяли в своих стихотворениях пейзажную лирику, однако природа и человек в стихах Тютчева - четко разграничены, у Фета - они сливаются в одно целое.

Это дает нам право говорить о том, что у Ф.И. Тютчева и А. А. Фета - два взгляда на мир, у первого он рациональный, у второго - иррациональный.

Сравнение приемов в стихотворениях Ф.Тютчева и А. Фета

В стихотворении «Это утро, радость эта…» автор описывает приход весенней поры. Весна в лирическом произведении Фета, представляет собой совокупность таких явлений как пение птиц, шум веселых ручейков, теплые, наполненные свежестью ночи, которые сплелись между собой в одно целое.

Давайте посмотрим, как выглядит весна в произведение Ф.Тютчева «Весенние воды». Автор наделяет весенние ручьи своеобразной индивидуальностью, они весело бегут, несмотря на то, что окружающая природа, в частности берега и поля, по-прежнему находятся во власти зимы.

В то время, как весна Фета неразрывно связана со многими факторами, Тютчеву достаточно говорить о ее приходе, выходя из наличия только весенних ручейков.

В стихотворении «Еще земли печален вид», Тютчев передает читателю всю глубину момента перехода окружающей природы в весеннюю негу, однако акцент делается только на нескольких основных явлениях, что противоречит манере Фета соединять в произведении и чувства, и темы бытия, и мотивы природы.

Пейзажная лирика Ф. Тютчева

В стихах «Есть в осени первоначальной» и «Осенний вечер» мы видим две разные осени - одна из них теплая, сохранившая теплый дух лета, вторая осень постепенно готовится к увяданию. Благодаря своему художественному мастерству, автор очень тонко описывает жизнь живой природы в печальный осенний период.

Нотка ностальгии по лету, таинственность осенних вечеров, благодатная прохлада, которая выступает первым предвестником зимних холодов - такой мы видим несравненную пейзажную лирику Тютчева.

Пейзажная лирика А. Фета

В стихотворении «Учись у них…» пейзажная лирика переплетается с гражданской и человеческой позицией автора. В начале стиха дуба и березу, которые привыкли к теплу, охватывает лютый мороз, которому деревья стойко противостоят.

Окружающая природа в пейзажной лирике Фета - это живой организм, который умеет чувствовать, любить и страдать. Она ассоциируется у читателя с самим человеком, представляет одно целое с ним.

Любовная лирика Тютчева и Фета

В стихе Ф. Тютчева «Последняя любовь» - радость и светлые чувства, переполняющие человека в тот момент, когда к нему приходит поздняя любовь. Лирический герой переживает своеобразное воскрешение и обновление, ведь, несмотря на прожитые годы, его сердце по-прежнему умеет любить и жаждет этого.